15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты м. б. скрытыми или явными. Межличностный конфликт – это открытое столкновение индивидов, вызванное несогласованностью и несовместимостью их целей в конкретный момент времени или ситуацию. Конфликт возникает между двумя и более лицами. Противостояние происходит в непосредственных отношениях этих индивидов.Межличностные конфликты обладают своей спецификой в сравнении с другими видами конфликтов.1. Каждый участник стремится доказать свою правоту. 2. В конфликте у всех участвующих сторон присутствуют острые негативные эмоции.3. Негативное отношение к оппоненту, неадекватные эмоции и настроения преобладают и после разрешения конфликта.
Система межличностных отношений – главная область возникновения межличностного конфликта. Объекты конфликта – то, за что борются стороны. Проявление противоположных интересов и все возникающие в связи с этим противоречия – предмет межличностного конфликта.
Выделяют 6 основных стилей поведения участников межличностного конфликта:1) уклонение;2) приспособление;3) противоборство;4) компромисс;5) сотрудничество;6) ассертивность. На любом этапе межличностных конфликтов необходимо учитывать личностные особенности противоборствующих сторон. Особенно важными они оказываются на этапе разрешения конфликта.Личностные особенности складываются из:
– типа темперамента чел-ка;– направленности хар-ра;– общего уровня личностного развития.Типы темперамента, предложенные Гиппократом : сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.Возможные этапы (или стадии) конфликта :1) предконфликтная стадия (латентный этап);2) стадия открытого К.;3) стадия завершения конфликта;4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).
На латентном этапе возникает противоречие м-у субъектами или проблемная ситуация, кот-я после осознания сторонами вызывает опред-е действия. Участники аргументируют свои цели. Стадия открытого конфликта – это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих конфликтное взаимодействие. На стадии завершения конфликта степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным. После чего конфликт разрешается. Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА К. оказывают значительное влияние как на участников, так и на их соц-е окружение. В рамках функционального анализа рассматриваются все возможные последствия К., а так же роль, кот-ю он играет в обществе. Есть теоретики, кот-е считают конфликт сигналом о том, что сис-ма связей нарушена и необходимо восстановить баланс. К. порождают нестабильность всех внутр. и внеш. частей, поэтому требуют немедленной реакции на устранение всех обнаруженных противоречий. Такой взгляд на конфликт считает любую конфликтную ситуацию неестественной и ненормальной для межличн-х отношений и для общества в целом.Функции конфликта:1) позитивные (явление, когда обе стороны приобретают положительный опыт);2) негативные (явление, когда конфликт разрушает отношения).Виды конфликтов:1. Внутриличностный конфликт2. Межличностный конфликт3. Межгрупповой4. Между личностью и группой5. Социальный конфликт Внутриличностный конфликт. участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Межличностный конфликт.— это борьба за ограниченные ресурсы: материальные сре-ва, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт м-у группой и руководителем.Межгрупповой конфликт. Организация сос-т из множества формальных и неформальных групп, м-у кот-ми могут возникать конфликты.(между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений) Межгрупповые конфликты сопровождаются:Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны взаимодействия преследуют какие-то свои цели, кот-е противоречат или взаимно исключают друг друга» Социальный конфликт — это сложное явление, включающее неск-ко аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.