7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
Темперамент – индивидуально-типологические особ-ти лич-ти отражающие динамику протекания псих-й актив-ти и эмоциональности лич-ти. Понятие темперамента есть понятие психологическое. Психо-кие особенности темперамента объединяют и подчиняют себе все др. проявления организма. Т.о, темперамент – это совок-сть индивидуально-своеобразных свой-в психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деят-и личности, оставаясь постоянными в течение жизни.Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они опред-т динамику различной деят-ти человека – игровой, учебной, трудовой, отдыха.Сво-ва темперамента бывают общие, свойственные всем представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента.
Выделяют след.е свойства темперамента: Сенситивность – наименьшая сила внеш. воздействия, необходимая для возникновения псих-ой реакции чел-ка, и скорость развития этой реакции. Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внеш. или внутр. воздействия одинаковой силы (обидное слово, угроза, резкий звук). Активность – степень энергичности, кот-й чел-к воздействует на внеш. мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность опред-ет целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе. Темп реакций – скорость протекания различных псих-х реакций и процессов Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления чел-ка к меняющимся внеш. условиям (новая компания, другая школа.). Ригидность – кач-во, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений. Экстраверсия – поведение и реакции чел-ка, преимущественно определяемые внеш. впечатлениями, возникающими в данный момент.. Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций чел-ка образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный чел-к обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоции-ой реакции, и скорость возникновения этой реакции. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА : 1) холерический;2) сангвинический;3) флегматический;4) меланхолический.
Для темперамента неприменимы понятия «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, каждый имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные кач-ва, причем у др. типов темперамента этого сво-ва нет вообще. У меланхолика это высокая сенситивность, у сангвиника – пластичность, у флегматика – высокая активность, у холерика – быстрота, энергичность.
Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать.Дети с таким темпераментом очень активны. Любят общество сверстников, массовые игры. Им свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны.
Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, ригидность, экстравер-тированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.
Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, то сангвиники быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми. Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни.
Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.
Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Псих-е процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.
Свойства: пониженная сенситивность, низкая реактивность, очень высокая активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.
Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают.
Свойства: повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность, интровертиро-ванность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.
8. Психология управления как наука. Психологические закономерности управленческой деятельности.
Психология управления: ее объект и предмет
В психологии управления актуальна проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации; отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия каждого участника совместной деят-ти заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом. Объект изучения - люди, входящие в финанс-м и юриди-м отношениях в самостоятельные организации, деят-ть кот-х ориентирована на корпоративно полезные цели. Аспекты предмета психологии управления:
предмет психологии управления — это совок-сть психи-х явлений и отношений в орга-ции, в частности: 1) псих-кие факторы эффективной деят-сти менеджеров; 2) психологические особенности принятия индиви-ых и групповых решений; 3) психол-ие проблемы лидерства; 4) проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений.
Среди специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении представления о наиболее актуальных для организации
Психоло-х проблем. К их числу относят следующие: 1) повышение профес-ной компетентности руководителей всех уровней 2) повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала; 3) поиск и активизация человеческих ресурсов орган-ии;
4) оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд орган-ии; 5) оценка и улучшение соц-о-психолог-го климата, сплочение персонала вокруг целей орган-ии.Психология управления призвана обеспечить психолог-ую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психол-кую управл-ю культуру, создать необходимые предпосылки для теорет-го понимания и практ-го применения важнейших проблем сферы управления, к кот-м следует отнести: 1) знание основ организационной структуры; 2)четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням ответственности; 3)знание способов повышения эффекти-ти управления; 4) умение устно и письменно выражать свои мысли; 5) компетентность в отношении управления людьми, 6) спос-ть планировать и прогнозировать деят-сть орган-ии с использ-ем сре-в вычислительной и компьютерной техники; 7) умение оценивать собственную деят-ть, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем; Психологические закономерности управленческой деятельности управление осуще-ся ч-з взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей дея-ти необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К числу закономерностей можно отнести следующие: Закон неопределенности отклика. разные люди и в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить к непониманию потребностей субъектов управ-сих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат — к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психол-ких структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть - ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, кот-я была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов — осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга. Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая инфор-ия имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Изменение смысла инфо-ии прямо пропорционально числу людей, ч-з кот-х она проходит. Закон самосохранения. смысл - что ведущим мотивом соц-го поведения субъекта управленческой деят-ти явл-тся сохранение его личного соц-го статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в сис-ме управленческой деят-ти напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к чел-ку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деят-ти возмещается другими способностями или навыками.
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.