logo
psihologia

5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ- это письм. и устн. речь, используемые в кач-ве знаковых систем. Письм. речь –учат в школе. Устная речь явл-ся не безграмотной письм. речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Осн. преимуществом уст. речи явл-я экономность. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ– общение без слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Осн. невербальными сред-ми общения явл-я жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы. Жесты-символы- ограничены рамками культуры или местности, и явл-я самыми простыми приемами невербального общения. Жесты-иллюстраторы- испол-я для пояснения сказанного. Жесты-регуляторы- играют важную роль в начале и конце беседы (рукопожатие.) Жесты-адапторы- сопровождают чувства и эмоции.. Невербальный язык- вид общения когда не испол-ся слова. Язык невербальных компонентов общения первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отли-я от языка глухонемых, пантомима, мимика. вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования. Вербальные и невербальные средства общения Общение осуще-ся по след-м осн. каналам:1.речевому; 2.неречевому (невербальному). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Структура речевого общения: 1.Значение и смысл слов, фраз. 2.Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, дикция. 3.Выразительные качества голоса – это специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье. К изучению невербальных сре-в общения обращаются след. науки: 1.Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика, жестика 2.Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи,3.Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: 1.Интимная зона (15-45 см): ( близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт,). 2.Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами. 3.Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах,. 4.Публичная зона (свыше 400 см): общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге. Мимика это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. Взгляд бывает: 1.деловой: 2.светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); 3.интимный: направлен не в глаза собеседника, а на др. части тела, до уровня груди; 4.взгляд искоса: критическое или подозрительное отношении к собеседнику. Жесты можно разбить на 6 групп:1.Жесты-иллюстраторы. 2.Жесты-регуляторы. выражают отношение говорящего к чему-либо. 3.Жесты-эмблемы. заменители слов или фраз в общении. 4.Жесты-адапторы. - специфические движения рук (почесывания, подергивания отдельных частей тела); 5.Жесты-аффекторы. выражают движениями тела и мышц лица опред. эмоции. 6.Микрожесты: покраснение щек, подергивания губ. Коммуникативные барьеры Коммуникативный барьер- это психологическое препятствие на пути адаптивной информации м-у партнерами по общению. К преградам, возникающим в организационных коммуникациях относятся такие: Недостаточное внимание важности коммуникации. Искажение сообщений., Информационные перегрузки, Неудовлетворительная структура организации. В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различные модификации: 1) «авторитет»;2) «избегание»;3) «непонимание». 1.Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. 2.Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры: Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Стилистический барьер – несоответствие формы представления инфо-ии ее содержанию. Семантический) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения ).