9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
Слово метод означает путь, способ. Понятие метод есть теорет-ое представление о сист-е норм, правил, требований, разработанных и сформулированных на основе знаний сущности и объективных закономерностей того, что чел-к собирается изменить в соответствии со своей целью.
Обобщенно в характеристики личности выделяют: статус, позицию, роли, функции, цели, ценности, мотивационную сферу, хара-р, способности.
Проблемы исследования личности:1.Сво-ва личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. 2. Сво-ва личности – это сво-ва нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке, может обнаруживать не те сво-ва, какие ему в действительности присущи.
Методы борьбы с тестовой установкой:1) создание различных шкал личности;2) введения ограничения времени;3)обмена объекта оценки; 4) создание мнимой безоценочности. 3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деят-ти.Тестирование Тест - это совок-сть заданий, ориентированных на определение уровня развития опред-ых аспектов психич-х процессов личности. Тесты должны отвечать требованиям: однозначными; правильными; относительно краткими; информационными; удобными; стандартными. Тест, кот-й явл-я приемлемым для решения задач, должен иметь опред-ю структуру. Метод теста - ретеста известен в психометрии как способ повышения степени надежности теста, измерения психол-х характеристик учащихся. Суть метода - один и тот же тест предъявляется ученику дважды ч-з некот-й промежуток времени. Если ретест предъя-тся повторно ч-з значительный промежуток времени, то он отражает изменения, произошедшие в ученике за этот период. Применение ретеста в обучении явл-ся полезным для диагностики развития учащихся, для планирования этапов обучения и коррекции результатов обучени. Метод ретеста пред-ет метод диагностики развития, включающий в себя контроль знаний и умений на двух уровнях. Беседа испол-ся как метод обучения, как метод изучения личности воспитанников. Исследовательская функция беседы способствует обнаружению научных фактов, психолого-педагог-х закономерностей. Беседу сочетают с другими методами. Эффе-сть беседы зависит от опыта исследователя, его психолого-педагог-й подготовки. Результат беседы зависит от того, с кем беседуют, меру его откровенности, доверчивости. Беседа имеет более неопред-ю структуру. Стержнь беседы - цель исследования. Материал, собранный в процессе беседы, будет подтверждать гипотезу или опровергать ее. Подготовка к беседе закл-ся в составлении вопросов целевых и поддерживающих. Для беседы нужна атмосфера доверия, должен соблюдаться педагогический такт. Наблюдение Осн. исследо-ие методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психи-о развития, кот-е разворачивается во времени.
Наблюдение не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин явления. Условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деят-ть испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность спо-в фиксации результатов. Трудности использования наблюдения: трудоемкость; временные затраты; выжидательная позиция исследователя; нужна психолог-я образованность наблюдателя; вероятность пропуска псих-х фактов, если они новые или слиты с множеством попутных явлений; Эксперимент. Педагогический эксперимент - включает в себя целенаправленное наблюдение, беседы с испытуемым, анкетирование, изучение творческих работ. Сущ-ют различные виды эксперимента: по времени действия: кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых педагогических явлений: простым и сложным; в зависимости от цели исследования: преобразующим, контролирующим; по организации: естественным, лабораторным, комплексным. Требования к методике проведения эксперимента: предварительное, целенаправленное наблюдение над изучаемыми явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными сред-ми; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению. Успех эксперимента зависит от теорет. и практич. готовности исследователя. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в дея-ть испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Метод беседы явл-ся вспомогательным. Беседа позволяет выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы и другое. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования.
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.