Самоорганизация студентов первого курса
Учебное пособие
Ответственный редактор П. Е. Рыженков
НОВОСИБИРСК ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
1990
ББК Ю 936. 13 С17
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор И. С. Ладенко,
кандидат педагогических наук, доцент
С. И. Мещерякова
С17 Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / П. Е. Рыженков, Е. В. Марусова, Л. М. Хаславская и др.; Под ред. П. Е. Рыженкова. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — 120 с.ISBN5-7615-0107-4
Авторы пособия знакомят студентов с особенностями условий обучения в вузе, описывают типичные кризисные ситуации, которые возникают в первый год обучения, дают практические рекомендации по выработке оптимального индивидуального стиля учебной деятельности, по использованию приемов организации учебного и личного времени. В книге описаны эффективные приемы поиска нужной информации, составления конспектов и рефератов, повышения скорости чтения, развития мышления, памяти, внимания. Содержит доступные упражнения для выработки навыков саморегуляции: мобилизации и релаксации, увеличение работоспособности, снятия тревоги и страхов перед экзаменами.
Для студентов первого курса вузов любого профиля, педагогов, психологов.
С | 4309000000 | КБ 21—60— 1990 | ББК Ю 936. 13 |
185 (012) — 90 |
ISBN 5-7615-0107-4 | © | Рыженков П. Е., Марусова Е. В., Хаславская Л. М., Ситников А. П., Первушина О. Н., 1990 |
- Самоорганизация студентов первого курса
- Оглавление
- Глава 1 из жизни первокурсника
- Новые условия — новые требования
- Впечатления о первом семестре
- Почему бы не помочь себе?
- Сетование или анализ?
- Изменение или «обнаружение» себя?
- Цена привычки
- О пользе работы в читальном зале и посещения занятий
- Учебное общение
- Сессия, сессия, сессия..
- Поведение на экзаменах
- Глава 2 организация времени
- Другое время?
- Можно ли иметь время?
- Прошлое — настоящее — будущее
- Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
- Почему необходим учет времени
- Техника учета времени Сплошное наблюдение за использованием личного времени
- Учет трудоемкости отдельных видов занятий
- Анализ использования времени
- Планирование или регулирование?
- О важности режима
- О биоритмах
- Распределение дел во времени
- О реализации планов
- Глава 3 работа с книгой
- Общие принципы ознакомления со специальной литературой
- Как подобрать необходимую литературу?
- Где брать литературу?
- Картотека — лишняя забота?
- Что нужно знать для работы с книгой Предварительное ознакомление
- Виды чтения специальной литературы
- Полезные приемы при фиксации информации
- Записи при чтении
- Чтение и общение
- Чтение специальной литературы и отдых
- Конспектирование лекций
- Глава 4 приемы эффективной работы с информацией
- Сосредоточение на чтении
- Подавление регрессий
- Отсутствие внешней и внутренней вокализации (проговаривания)
- Вертикальное движение глаз
- Развитие фотографической зрительной памяти
- Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
- Узнавание
- Запоминание
- Непреднамеренное и преднамеренное запоминание
- 1. Двойная гласно-согласная, замена цифр
- 2. Двойная согласная замена цифр
- 3. Фонетический способ
- 4. Сложный способ зацепок
- Глава 5 принципы грамотного мышления
- Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
- Как не утонуть в море информации?
- Найти проблему
- Мысленные экраны
- Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
- Мыслители и художники
- Возможно ли творчество в обучении?
- Глава 6 оперативная саморегуляция
- Расслабление
- Резиновая игрушка
- Солнечная масса
- Голубое небо
- Приятное прошлое
- Мобилизация
- Самовнушение
- Когда болит голова
- Пример из практики
- Опять об экзаменах
- Воспоминание о будущем
- Послесловие
- Самоорганизация студентов первого курса