logo
Учебное пособие Самоорганизация студентов первого курса

Сетование или анализ?

Есть несколько способов размышлений о себе.

  1. Можно сетовать на то, что школа не дала вам необходимых знаний, не научила работать самостоятельно, завысила оценку ваших способностей, — т. е. ссылаться на прошлое.

  2. Можно искать огрехи в настоящем: преподаватели невнимательны, не учитывают степени подготовки большинства первокурсников, велик объем изучаемого материала, не всегда хватает справочкой и учебной литературы, да и бытовые условия оставляют желать лучшего.

  3. Можно начать клеймить самого себя: «не туда поступил», «оказался самым слабым», «лентяй», «бездарь», «никогда уже не нагнать», и тем самым готовить свой провал.

  4. Можно успокаивать себя и говорить, что все будет хорошо, что со временем все придет в норму, образуется само собой.

Однако есть еще один способ размышлений — анализ. Анализ — это некоторая работа ума, направленная не на самообвинение или самооправдание и не на предъявление счета другим. Целью анализа является:

  1. разобраться в себе и своих возможностях в новых условиях жизнедеятельности;

  2. открыть в себе доселе неизвестные возможности, новые грани поведения, самоорганизации;

  3. выработать способы обучения и общения с окружающими, более отвечающие новым условиям и требованиям.