logo
Учебное пособие Самоорганизация студентов первого курса

Анализ использования времени

Вполне возможно, что при первом взгляде на данные, полученные методом «самофотографии», вы удивитесь и даже ужаснетесь тому, как много времени уходит «впустую». Не удивляйтесь, переоценка собственной занятости — явление обычное и расценивается психологами как вполне положительная особенность человеческой психики.

В одной из студенческих стенных газет был юмористически описан распорядок дня среднего студента. Он выглядел так:

7-00 Подъем.

7-30 Подъем.

8-00 Подъем.

9-00 Подъем.

9-30 Подъем.

10-45 Первое окно (прорубается по желанию студента).

12-00 Обед.

12-30 Мертвый час (иногда дома, чаще — на лекции).

16-30 Пришел Вася и попросил денег взаймы до стипендии.

18-00 Вася взял 5 копеек и ушел.

19-00 У входа в общежитие. Светы нет.

20-00 Светы нет.

21-00 Светы нет.

22-00 Света пришла с высоким блондином.

23-00 Вечерние игры и развлечения.

24-00 Выполнение домашнего задания.

25-00 Домашнее задание.

26-00 Задание.

27-00 Отбой.

Смешно? Но самое удивительное, что многие веселящиеся у газеты студенты живут по такому же распорядку (исключая, конечно, 25-е, 26-е, 27-е часы суток), не отдавая себе в том отчета. А, с другой стороны, так ли уж бессмысленно проведено время, потраченное на ожидание Светы и на общение с Васей? Ведь важно и то, чтобы экономия времени не препятствовала личным взаимоотношениям. Более того, чрезмерное сосредоточение внимания на экономии времени может привести к болезненному перенапряжению психики, а то и к срыву. День за днем, постоянно, ежеминутно удерживать в памяти все строгие правила «пользования временем» не только несвойственно человеческой природе, но в некоторых случаях и вредно.

Поэтому не надо тотчас же, получив «самофотографию», стремиться заполнить день «до отказа» делами и перекроить свою жизнь. Каждая трата времени может и должна оцениваться неоднозначно.

Первый вопрос, на который надо ответить самому себе при анализе, это: «Все ли дела, виды занятий, отдыха, развлечений необходимы и имеют смысл?».

Выберите наиболее часто повторяющиеся дела, которые занимают наибольшее количество времени, и попробуйте проанализировать их.

Таблица 2

п /п

Вид работы или отдыха

Причина

выполнения

работы

Необходимость выполнения работы

Способы корректировки временных затрат

Примечания

1

2

3

4

5

6

Причины выполнения (3) могут быть сформулированы, например, при подготовке к семинару следующим образом: «для того чтобы успешно учиться» или «... чтобы сдать сессию», «... не получить отрицательную оценку», а, например, при посещении дискотек: «... потому что я там общаюсь с друзьями», «слушаю музыку» или, наконец, просто «мне это нравится».

Проанализировав причины, возможно, что вы сочтете нужным отказаться от бесполезного для вас занятия и в следующей графе (4) отметите, что временные траты на такое дело (вид развлечения, отдыха) неоправданны. Отметьте плюсами и минусами необходимость увеличения или уменьшения количества времени на те виды занятий, которые вы по-прежнему намерены выполнять.

Решение об изменении затрат времени должно быть обосновано вашими собственными потребностями и возможностями, а не тем, как быстро или медленно эту работу выполняют другие. В графе 5 указываются конкретные пути или способы изменения временных затрат, например: изменить форму записей конспектов, овладеть методикой динамического чтения и т. д.

Качественному анализу затрат времени очень помогает ведение дневниковых записей, которыми полезно сопровождать ежедневный учет трудоемкости отдельных видов занятий. Эти записи (так же, как и учет), достаточно делать иногда, например, в течение недели. Такие записи позволяют наиболее полно проанализировать все свои действия и затраты времени и являются как бы средством доверительной беседы с самим собой. Целесообразно записывать в дневник:

Возможно, что предложение вести дневник покажется странным и несовместимым с идеей экономии времени, с образом современного «делового» человека. Но американские специалисты по управлению убеждают менеджеров не бояться тратить время на дневниковые записи следующим образом: «Если вы хотите получить деньги, вы должны вначале вложить какую-то сумму денег; если вы хотите выиграть время, вы должны прежде затратить личное время на изучение его использования». Логично, не правда ли?