Учебное общение
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон.
Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств: их основная задача заключается в записывании, запоминании, укладывании на «умственные полочки» информации, которая потребуется для сдачи экзаменов. При такой позиции вся ответственность ложится на преподавателей, которые должны:
знать, что, как и когда давать студенту;
как настроить студента, чтобы он мог работать как «регистрирующее устройство»;
находить «ключик» к каждому студенту;
заменять ему родителей и любимых учителей.
А если студент испытывает трудности в учебе или не успевает, то это не его вина — значит, преподаватель недосмотрел. Такая позиция удобна, если целью является самооправдание, а не успешная учебная деятельность. Как же следует поступать студентам, чтобы взаимодействие с преподавателем было эффективным?
Рассмотрим самую типичную учебную ситуацию: преподаватель делает паузу после довольно продолжительного монолога, выжидательно смотрит на студентов и спрашивает: «Понятно?». Он ждет, что студенты сейчас начнут задавать вопросы, уточнять, просить повторить и прочее, т. е. преподаватель надеется на обратную связь, которая будет для него сигналом к дальнейшим действиям (повторить, говорить быстрее или медленнее, уточнить и конкретизировать). Но опыт показывает, что получить от студентов оперативную информацию о степени понимания материала или поведении преподавателя крайне нелегко, или она поступает искаженной. За счет чего бывают искажения? За счет того, что студент находится в позиции «регистрирующего устройства» и при этом опасается показаться менее разбирающимся, чем другие. Поэтому на свой вопрос преподаватель получает чаще всего соглашательские кивки: «Да, понятно», — либо молчание, что, как известно, тоже принимается за согласие. Вместо того, чтобы разбираться по существу, студенты усиленно поддерживают на лице маску — «все понимаю, хватаю на лету». Так происходит дезинформирование преподавателя, а результат оказывается довольно печальным для студентов: преподаватели не склонны расшифровывать «маски» студентов — их внимание сконцентрировано на материале, который надо «пройти весь», и к тому же по ряду причин они тоже склонны оценивать ситуацию, как более благоприятную, чем она есть на самом деле.
Некоторым первокурсникам свойственна особенность, которая может затруднить их общение с преподавателями. Эту особенность можно назвать «комплексом любимчиков». По разным причинам школьные учителя часто испытывают особое отношение к хорошим ученикам (а ведь из них формируются студенты): поощряющее и вместе с тем опекающе-участливое. В вузе преобладает ровное, деловое общение преподавателя со студентами. Такого рода общение не удовлетворяет тех первокурсников, которые еще не готовы принять отношение к себе, как к взрослому человеку, и разделить ответственность с преподавателем. Они требуют большего интереса и внимания к себе и своим проблемам. Недостаточное, на их взгляд, внимание преподавателя вызывает разочарование в нем, приводит к обидам и нарушению отношений, что, в свою очередь, отражается на учебе, настроении и самочувствии.
Итак, из сказанного можно сделать вывод, что к учебным занятиям следует относиться как к совместной деятельности: студент и преподаватель являются взаимозависимыми участниками общения, от взаимопонимания и согласованности действий которых зависит успешность обучения.
Поэтому:
знайте фамилию, имя и отчество преподавателя — легче будет при необходимости обратиться к нему;
поменьше «умных» лиц и самодостаточных поз — вы учитесь, т. е. идете от незнания к знанию, и не понимать что-либо — это естественно;
не ждите, пока преподаватель «заметит», «обратит внимание на вас», «заставит» или «попросит». Задавайте вопросы, уточняйте, переспрашивайте, пока не разберетесь в материале;
не стоит превращать взаимодействие с преподавателем в игру «кто кого перехитрит» — в проигрыше всегда останется студент.
- Самоорганизация студентов первого курса
- Оглавление
- Глава 1 из жизни первокурсника
- Новые условия — новые требования
- Впечатления о первом семестре
- Почему бы не помочь себе?
- Сетование или анализ?
- Изменение или «обнаружение» себя?
- Цена привычки
- О пользе работы в читальном зале и посещения занятий
- Учебное общение
- Сессия, сессия, сессия..
- Поведение на экзаменах
- Глава 2 организация времени
- Другое время?
- Можно ли иметь время?
- Прошлое — настоящее — будущее
- Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
- Почему необходим учет времени
- Техника учета времени Сплошное наблюдение за использованием личного времени
- Учет трудоемкости отдельных видов занятий
- Анализ использования времени
- Планирование или регулирование?
- О важности режима
- О биоритмах
- Распределение дел во времени
- О реализации планов
- Глава 3 работа с книгой
- Общие принципы ознакомления со специальной литературой
- Как подобрать необходимую литературу?
- Где брать литературу?
- Картотека — лишняя забота?
- Что нужно знать для работы с книгой Предварительное ознакомление
- Виды чтения специальной литературы
- Полезные приемы при фиксации информации
- Записи при чтении
- Чтение и общение
- Чтение специальной литературы и отдых
- Конспектирование лекций
- Глава 4 приемы эффективной работы с информацией
- Сосредоточение на чтении
- Подавление регрессий
- Отсутствие внешней и внутренней вокализации (проговаривания)
- Вертикальное движение глаз
- Развитие фотографической зрительной памяти
- Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
- Узнавание
- Запоминание
- Непреднамеренное и преднамеренное запоминание
- 1. Двойная гласно-согласная, замена цифр
- 2. Двойная согласная замена цифр
- 3. Фонетический способ
- 4. Сложный способ зацепок
- Глава 5 принципы грамотного мышления
- Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
- Как не утонуть в море информации?
- Найти проблему
- Мысленные экраны
- Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
- Мыслители и художники
- Возможно ли творчество в обучении?
- Глава 6 оперативная саморегуляция
- Расслабление
- Резиновая игрушка
- Солнечная масса
- Голубое небо
- Приятное прошлое
- Мобилизация
- Самовнушение
- Когда болит голова
- Пример из практики
- Опять об экзаменах
- Воспоминание о будущем
- Послесловие
- Самоорганизация студентов первого курса