Подавление регрессий
При чтении мы часто возвращаемся взглядом к уже прочитанному. Как показали исследования, проведенные в США (12 тыс. читателей), студенты на сто прочитанных слов делали около 15, а учащиеся средней школы — около 20 регрессий, т. е. примерно шестая часть времени тратится на просмотр уже прочитанного.
Сосредоточение внимания на чтении позволяет снизить количество регрессий. Очень эффективно помогает избавиться от них следующее упражнение, которое необходимо выполнять ежедневно в течение 3—4 недель: при максимально возможной для вас скорости чтения закрывать чистым листком картона уже прочитанные строки. Прочитав таким образом очередной абзац, вспомнить с закрытыми глазами его содержание. Старайтесь использовать этот прием при чтении публицистики, научно-популярных изданий. Главная задача при этих тренировках — понять и запомнить текст с первого прочтения.
РАСШИРЕНИЕ АКТИВНОГО ПОЛЯ ЗРЕНИЯ
Основное отличие обычных методов чтения и динамического чтения состоит в размере поля восприятия информации. Медленно читающий человек охватывает взглядом 10—12 см строки, а поле восприятия информации при стандартном расстоянии до книги 20—30 см составляет в тексте 1—2 см, т. е. одна строка прочитывается за 8—14 приемов. Опыты показали, что для восприятия информации, содержащейся в активном поле зрения, достаточно сотых долей секунды. Если при такой скорости восприятия расширить активное поле зрения до ширины строки, то можно в сотни раз увеличить скорость чтения. Пока медленно читающий охватит 10— 12 блоков информации (для него это одна строка), воспринимающий целой строкой читатель усвоит даже при той же скорости восприятия 10—12 строк. Сравните схемы движений глаз:
Рис. 5. Схема движения глаз: 1 — медленно читающего человека, 2 — быстро читающего, освоившего технику динамического чтения
Следует помнить, что эффективность тренировок на расширение угла четкого видения в значительной степени зависит от состояния вашего зрения, а при плохом зрении — от качества подбора линз. Расширить угол четкого видения вам помогут простые упражнения.
«Счет перевернутых строк»
Для этого упражнения не требуется ничего изготовлять. Переверните раскрытую страницу, карандашом по середине страницы прочертите вертикальную линию. С интервалом 1 с просматривайте строки, удерживая взгляд на начерченной линии и считая количество строк сотнями от 1 до 100. В каждой строке отмечайте наличие и расположение запятых, точек, союзов, заглавных букв и т. п. Взгляд сосредоточен только на линии! Когда вы научитесь делать это без труда, попытайтесь охватывать взглядом сразу две строки. Позже это можно будет делать с четырьмя и с восьмью строками.
«Карточки с символами»
Если вы хотите использовать для тренировок то время, которое приходится тратить на ожидание транспорта или стояние в очередях и пр., — изготовьте 15—20 картонных карточек (очень удобны перфокарты). В центре карточки поставьте точку, вокруг нее — сначала не далее 2-х см в каждую сторону — хаотично нарисуйте 8 различных символов (букв, цифр, абстрактных несложных значков, которым трудно придумать название и т. п.). Фиксируя взгляд на точке, постарайтесь боковым зрением рассмотреть все знаки карточки. Постоянно просматривая стопку таких карточек — естественно, разных, — вы быстро расширите угол четкого видения. Через неделю на периферии знакового поля всех карточек дорисуйте по 2 символа, увеличив таким образом ширину поля на 1 см, и так — до 12—14 см. Через 2—3 недели следует изготовить новые карточки — старые уже запомнились.
Рис. 6. Пример карточки с символами
«Цифровая мозаика»
В центре перфокарты (картонной карточки) поставьте точку. В радиусе не более 2—2,5 см от нее расположите числа от 1 до 12 (разных начертаний и цветов), каждое из них можно заключить также в ячейку произвольной формы (см. рис. 7).
Рис. 7. Цифровая мозаика
Нужно 14 карточек — из расчета по две карточки в день на неделю занятий. Сосредоточив внимание на точке, найдите все числа сначала в возрастающем, затем в убывающем порядке. Через неделю все карточки дополните числами до 15, увеличив ширину поля на 1 см и т. д.
«Чтение сфиксацией взгляда»
Это упражнение является упрощенной модификацией чтения текста, в котором над центрами синтагм предварительно проставлены точки. Синтагма — цельная синтаксическая интонационно-смысловая единица: слово или группа слов. Подготовка подобного текста достаточно трудоемка и должна проводиться кем-нибудь другим. Карандашом с интервалом в 2 см в тексте прочертите вертикальные линии. При чтении текста фиксируйте взгляд на линиях. Прочитав абзац, для проверки качества восприятия вспомните его содержание. Ежедневно читайте так по 2—3 страницы. Через неделю можно увеличить интервал на 0,5 см.
Предположим, вы купили новый научно-популярный журнал. Прежде чем читать — не поленитесь расчертить его страницы карандашом вертикальными линиями через определенный интервал. Время, потраченное на это, при систематических тренировках окупится очень скоро. Имеет смысл предварительно подготовить таким образом 1—2 художественные книги — используйте то, что читаете ежедневно для тренировки внимательного и быстрого чтения.
«Боковое зрение»
Это, пожалуй, самое простое упражнение: когда вы смотрите телевизор или рассматриваете какой-либо предмет, пытайтесь направить взгляд не в центр экрана (предмета), а в сторону — справа или слева от него. Добившись удовлетворительного видения деталей, увеличивайте расстояние до предмета или экрана телевизора.
- Самоорганизация студентов первого курса
- Оглавление
- Глава 1 из жизни первокурсника
- Новые условия — новые требования
- Впечатления о первом семестре
- Почему бы не помочь себе?
- Сетование или анализ?
- Изменение или «обнаружение» себя?
- Цена привычки
- О пользе работы в читальном зале и посещения занятий
- Учебное общение
- Сессия, сессия, сессия..
- Поведение на экзаменах
- Глава 2 организация времени
- Другое время?
- Можно ли иметь время?
- Прошлое — настоящее — будущее
- Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
- Почему необходим учет времени
- Техника учета времени Сплошное наблюдение за использованием личного времени
- Учет трудоемкости отдельных видов занятий
- Анализ использования времени
- Планирование или регулирование?
- О важности режима
- О биоритмах
- Распределение дел во времени
- О реализации планов
- Глава 3 работа с книгой
- Общие принципы ознакомления со специальной литературой
- Как подобрать необходимую литературу?
- Где брать литературу?
- Картотека — лишняя забота?
- Что нужно знать для работы с книгой Предварительное ознакомление
- Виды чтения специальной литературы
- Полезные приемы при фиксации информации
- Записи при чтении
- Чтение и общение
- Чтение специальной литературы и отдых
- Конспектирование лекций
- Глава 4 приемы эффективной работы с информацией
- Сосредоточение на чтении
- Подавление регрессий
- Отсутствие внешней и внутренней вокализации (проговаривания)
- Вертикальное движение глаз
- Развитие фотографической зрительной памяти
- Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
- Узнавание
- Запоминание
- Непреднамеренное и преднамеренное запоминание
- 1. Двойная гласно-согласная, замена цифр
- 2. Двойная согласная замена цифр
- 3. Фонетический способ
- 4. Сложный способ зацепок
- Глава 5 принципы грамотного мышления
- Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
- Как не утонуть в море информации?
- Найти проблему
- Мысленные экраны
- Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
- Мыслители и художники
- Возможно ли творчество в обучении?
- Глава 6 оперативная саморегуляция
- Расслабление
- Резиновая игрушка
- Солнечная масса
- Голубое небо
- Приятное прошлое
- Мобилизация
- Самовнушение
- Когда болит голова
- Пример из практики
- Опять об экзаменах
- Воспоминание о будущем
- Послесловие
- Самоорганизация студентов первого курса