2.3. Доморощенные педагогические концепции
Иногда общепедагогические рекомендации бывают необходимы не в связи с теми или иными проблемами в развитии и поведении ребенка, а вследствие наличия у родителей неверных педагогических установок. Наиболее распространены слабо осознанные установки, некоторые расплывчатые представления о том, что «ребенка нужно воспитывать»; что «детей нельзя баловать»; что «ребенок должен уважать старших», а чтобы его уважали, он «должен уважение заслужить »; что «ребенок должен слушаться родителей» и т. д. На первый взгляд подобные соображения выглядят убедительными, но при ближайшем рассмотрении они часто оказываются совершенно несостоятельными.
Например, под воспитанием многие родители понимают только определенные целенаправленные «мероприятия»: наказание, «чтение морали», приучение ребенка к выполнению тех или иных правил поведения. В действительности же подобные методы воздействия нередко бывают бесполезны или даже вредны. Для подлинного воспитания ребенка гораздо важнее общая атмосфера семьи, стиль общения, отношение членов семьи друг к другу.
Что касается уважения, то здесь все обстоит прямо наоборот по отношению к расхожим рассуждениям. Взрослый человек, чтобы его уважали, действительно должен это заслужить: у него было для этого достаточно времени и возможностей. Ребенок же имеет право на уважение окружающих просто в силу того, что он – человек, личность, хотя еще и не успевшая проявить себя в каких-либо значительных поступках. Кстати, именно так всегда воспитывались аристократы. Они были уважаемы с рождения в силу своего происхождения и в дальнейшем стремились это уважение оправдать (это называлось «сохранить дворянскую честь», а если чести нет, то что сохранять?).
Не будем здесь пересказывать то, что уже десятки раз сказано психологами и педагогами. Пожалуй, наиболее ярко – Янушем Корчаком в замечательной книге «Как любить детей». А вот родителей консультанту часто приходится знакомить с этими педагогическими истинами. Одной литературы тут недостаточно. Во-первых, родитель не обязательно захочет и сможет ее достать. Во-вторых, в живом общении, обсуждении подобные идеи усваиваются гораздо лучше, чем из литературы. Беседа с консультантом подготовит почву для адекватного восприятия книги.
Консультанту приходится сталкиваться не только с разрозненными смутными представлениями о воспитании, но и с осознанными педагогическими «концепциями». Ведь в педагогике почти каждый мнит себя специалистом. Один родитель убежден, что самое полезное – это как можно раньше приучить ребенка к чтению научно-популярной литературы и энциклопедий, а забивать ему голову детскими сказками и стишками – пустая трата времени. Другой полагает, что ребенку предстоит жить в суровом мире и его нужно закалять для будущей жизни, а значит, чем суровее будут условия его воспитания с самого детства, тем лучше. Третий вычитал, что в Японии детям до пятилетнего возраста разрешается абсолютно все, зато потом – почти ничего, и пытается реализовать подобную систему воспитания у себя в семье.
Началом (но только началом!) работы консультанта в подобных случаях является критика родительских заблуждений. Так, поклоннику энциклопедий можно рассказать об исследованиях, доказавших, что развитию творческого мышления отнюдь не способствует раннее ознакомление ребенка с общепринятыми представлениями о природе (Эйнштейн считал одним из важнейших обстоятельств, позволивших ему построить нетрадиционную физическую теорию, свое очень запоздалое знакомство с этими представлениями). Стороннику «психологического закаливания», вероятно, будет интересно узнать о многочисленных статистических данных, свидетельствующих, что устойчивость к стрессу значительно выше у тех людей, которые в детстве воспитывались в атмосфере любви и эмоционального тепла, чем у тех, чье воспитание было строгим и суровым. У приверженца японского стиля воспитания не вредно выяснить, готов ли он к тому, чтобы его сын сделал харакири, если почувствует себя оскорбленным (а избежать оскорблений в наших условиях довольно трудно).
Однако, какую бы концепцию ни исповедовал клиент, смысл работы консультанта не сводится к тому, чтобы развенчать именно эту конкретную концепцию. Нужно объяснить неправомерность общего подхода к ребенку как к объекту педагогических экспериментов. Общество вырабатывает воспитательные подходы и приемы десятилетиями, а то и веками. Научная педагогика, опробуя новые технологии, опирается на отработанные методы проверки их эффективности и предпринимает необходимые меры предосторожности, чтобы эксперимент не принес вреда ребенку. Родители же порой экспериментируют совершенно безответственно, не думая о возможных последствиях. Задача консультанта – убедить их отказаться от подобных «инноваций».
- А.Л.Венгер Психологическое консультирование и диагностика Практическое руководство.Часть 2.– м.:Генезис, 2001. – 128
- Глава 1. Заключительная беседа
- 1.1. Задачи и организация заключительной беседы
- 1.2. Учет жизненных обстоятельств
- 1.3. Возможные направления рекомендаций
- Глава 2 общевозрастные и общепедагогические рекомендации
- 2.1. Умственное развитие
- Запрос, предлагающий общевозрастные рекомендации по умственному развитию
- Сензитивные периоды
- Формы занятий
- 2.2. Личностные особенности Проблема возрастных кризисов
- Подростковый кризис
- 2.3. Доморощенные педагогические концепции
- Глава 3 «симптоматические» рекомендации
- 3.1.Локальные проблемы в умственном развитии Нарушения памяти
- Нарушение внимания и самоконтроля
- Нарушение планирования и организации деятельности
- Замедленный темп деятельности
- Психофизиологический инфантилизм
- 3.2. Локальные эмоциональные и личностные проблемы Повышенная тревожность
- Сниженное настроение, субдепрессия
- Астения
- Повышенная демонстративность
- Отсутствие познавательных интересов
- 3.3. Локальные поведенческие проблемы Гиперактивность
- Воровство
- Агрессия
- 3.4. Проблемы общения со сверстниками
- Глава 4 психологические синдромы
- 4.1. Структура психологического синдрома
- 4.2. Хроническая неуспешность и тотальный регресс Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 4.3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция Уход от деятельности
- Психологическая инкапсуляция
- 4.4. Негативное и позитивное самопредъявление Негативное самопредъявление
- Позитивное самопредъявление
- 4.5. Демонстративный нигилизм и гиперсоциальность Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- 4.6. Социальная дезориентация и отверженность
- Отраженность
- 4.7. Семейная и групповая изоляция Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- 4.8. Дисгармоничность развития Интеллектуализм
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- 4.9. Заключительные замечания
- Возрастные закономерности
- Дифференциация синдромов со сходными проявлениями
- Глава 5 индивидуализированные рекомендации
- 5.1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс
- Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 5.2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
- 5.3. Различные формы самопредъявления
- 5.4. Социальная дезориентация и отверженность
- 5.5. Семейная и групповая изоляция
- 5.6. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности
- 5.7.Вербализм
- Сводный список психологических синдромов Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- Уход от деятельности
- Негативное самопредьявление
- Позитивное самопредьявление
- Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- Социальна я дезориентация
- Отверженность
- Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- Рекомендуемая литература для родителей
- Часть II