2.2. Личностные особенности Проблема возрастных кризисов
Наиболее часто родители сталкиваются с непонятными им, хотя и хорошо известными в психологии сюрпризами в периоды возрастных кризисов. На первом месте по числу обращений стоит подростковый кризис. Особенно много проблем возникает в тех случаях, когда он начинается раньше или позже обычного срока. Как в том, так и в другом случае он оказывается неожиданным. При «досрочном» начале родители не успевают к нему подготовиться, при «запоздалом» – теряются, после того как уже успокоили себя мыслью о том, что все трудности их миновали.
Характерные для кризисных периодов стремительное взросление ребенка и борьба за самостоятельность вызывают у родителей самые разные опасения. Столкнувшись с внезапным изменением в поведении ребенка, они далеко не всегда правильно выбирают линию поведения. В итоге проблемы дополнительно обостряются, что нередко приводит родителей к психологу-консультанту.
Так называемый кризис трех лет (обычно он начинается примерно в два с половиной) порождает меньше обращений, чем подростковый, поскольку даже очень острые его проявления все же не столь разрушительны. Трехлетний ребенок еще не имеет тех возможностей, которыми располагает двенадцати-или тринадцатилетний. Вместе с тем, внезапно проявившийся у ребенка негативизм нередко пугает родителей. Когда ребенок, до тех пор послушный, в ответ на просьбу одеться вдруг начинает раздеваться, при распоряжении лечь спать принимается скакать по комнате и т. п., это может вызвать самые разнообразные опасения. Например, родители могут заподозрить у ребенка нервное расстройство.
Если из рассказа родителей у консультанта возникает впечатление, что обращение вызвано возрастным кризисом, то в любом случае полезно провести психологическое обследование ребенка, чтобы убедиться, что речь идет о нормальном, благополучном протекании кризиса. Кроме того, обследование поможет дополнить общевозрастные рекомендации индивидуализированными, которые определяются психологическими особенностями данного ребенка.
Что касается самих проблем кризисного возраста, то здесь в первую очередь требуется психолого-педагогическое просвещение родителей. В данном случае, как и при общевозрастных рекомендациях по умственному развитию, может очень помочь популярная литература для родителей. Она, однако, не снимает с консультанта обязанности познакомить клиента с основными принципами воспитания ребенка, находящегося в кризисном периоде развития.
Прежде всего полезно рассказать об общих закономерностях психического развития, о чередовании стабильных и кризисных периодов. Многие родители представляют себе процесс взросления ребенка как равномерное поступательное движение. В действительности же подобные постепенные изменения характерны только для так называемых стабильных периодов. На «стыках» между этими периодами развитие идет как бы резкими рывками, круто сворачивая то в одну, то в другую сторону. Общий смысл этих метаний ребенка состоит в поиске своего нового места во взрослом мире.
Кризис Кризис трех леттрех лет
В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он – такой же человек, как и другие, в частности, как его родители. Одним из проявлений этого открытия служит появление в его речи местоимения «Я» (раньше он говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени, например говорил о себе: «Миша упал»). Новое осознание себя проявляется также в стремлении во всем подражать взрослым, полностью сравняться с ними. Ребенок начинает требовать, чтобы его Укладывали спать тогда же, когда ложатся взрослые, стремится самостоятельно, как они, одеваться и раздеваться, даже если он не умеет этого делать.
Помощь взрослого, нарушающая равенство, перестает приниматься. Конфликт обостряется тем, что многие формы поведения взрослых, которым стремится подражать ребенок, запрещены для детей. Например, им обычно запрещают гладить белье, шить, ложиться спать одновременно со взрослыми и т. п. Отказ от выполнения распоряжений, нарушающих симметричность отношений со взрослыми (так называемый пассивный негативизм) – естественная форма борьбы ребенка с подобными ограничениями.
Активный негативизм, то есть совершение действий, прямо противоположных тем, которых требует взрослый, является еще более выраженной формой утверждения своего равенства со взрослым, имитации его поведения. В активно негативистическом поведении воспроизводится важнейшая функция взрослого: принятие решения, выработка намерения. Оно строится простейшим из возможных способов: путем создания точного негатива по отношению к решению взрослого, к сформулированному им намерению. В обобщенной форме такой способ действия может быть представлен как «всегда поступать наперекор отдаваемым распоряжениям». Самостоятельность негативистического поведения чисто формальна, абстрактна. Фактическим автором намерения остается взрослый, а ребенок лишь «переводит» его, заменяя все плюсы на минусы, а минусы – на плюсы. Многие родители эффективно этим пользуются, отдавая распоряжения, противоположные своим реальным намерениям. Проведя свой нехитрый «перевод», ребенок в итоге выполняет именно то действие, которого от него хотели добиться.
Задача консультанта – объяснить родителям смысл процесса, происходящего в период кризиса трех лет, и убедить их в необходимости перестройки отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Если родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, то этим они поддерживают его новое
представление о себе и приучают к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя «как взрослый », и тех, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приводит к преодолению симптомов кризиса. Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве «быть взрослым». Про такого ребенка обычно говорят, что он очень упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют, прежде всего, его родители.
- А.Л.Венгер Психологическое консультирование и диагностика Практическое руководство.Часть 2.– м.:Генезис, 2001. – 128
- Глава 1. Заключительная беседа
- 1.1. Задачи и организация заключительной беседы
- 1.2. Учет жизненных обстоятельств
- 1.3. Возможные направления рекомендаций
- Глава 2 общевозрастные и общепедагогические рекомендации
- 2.1. Умственное развитие
- Запрос, предлагающий общевозрастные рекомендации по умственному развитию
- Сензитивные периоды
- Формы занятий
- 2.2. Личностные особенности Проблема возрастных кризисов
- Подростковый кризис
- 2.3. Доморощенные педагогические концепции
- Глава 3 «симптоматические» рекомендации
- 3.1.Локальные проблемы в умственном развитии Нарушения памяти
- Нарушение внимания и самоконтроля
- Нарушение планирования и организации деятельности
- Замедленный темп деятельности
- Психофизиологический инфантилизм
- 3.2. Локальные эмоциональные и личностные проблемы Повышенная тревожность
- Сниженное настроение, субдепрессия
- Астения
- Повышенная демонстративность
- Отсутствие познавательных интересов
- 3.3. Локальные поведенческие проблемы Гиперактивность
- Воровство
- Агрессия
- 3.4. Проблемы общения со сверстниками
- Глава 4 психологические синдромы
- 4.1. Структура психологического синдрома
- 4.2. Хроническая неуспешность и тотальный регресс Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 4.3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция Уход от деятельности
- Психологическая инкапсуляция
- 4.4. Негативное и позитивное самопредъявление Негативное самопредъявление
- Позитивное самопредъявление
- 4.5. Демонстративный нигилизм и гиперсоциальность Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- 4.6. Социальная дезориентация и отверженность
- Отраженность
- 4.7. Семейная и групповая изоляция Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- 4.8. Дисгармоничность развития Интеллектуализм
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- 4.9. Заключительные замечания
- Возрастные закономерности
- Дифференциация синдромов со сходными проявлениями
- Глава 5 индивидуализированные рекомендации
- 5.1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс
- Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 5.2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
- 5.3. Различные формы самопредъявления
- 5.4. Социальная дезориентация и отверженность
- 5.5. Семейная и групповая изоляция
- 5.6. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности
- 5.7.Вербализм
- Сводный список психологических синдромов Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- Уход от деятельности
- Негативное самопредьявление
- Позитивное самопредьявление
- Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- Социальна я дезориентация
- Отверженность
- Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- Рекомендуемая литература для родителей
- Часть II