logo

Дифференциация синдромов со сходными проявлениями

Полезно непосредственно сравнить между собой синдромы со входными поведенческими и психологическими проявлениями. В частности, очень показательно сопоставление социальной дезориентации с негативным самопредъявлением. Различать эти синдромы очень важно, поскольку педагогические рекомендации по их преодолению совершенно различны. В обоих случаях основные жалобы – поведенческие. Однако ребенок с негативным самопредъявлением сознательно нарушает нормы: для него это способ привлечь к себе внимание. Потому-то он никогда не станет нарушать наиболее значимые из них. Он хорошо ощущает, какие нарушения достаточно безопасны (накричат, в крайнем случае – слегка накажут), а какие чреваты серьезными последствиями (могут и из школы выгнать). При социальной дезориентации правила нарушаются невольно – а значит, случайным образом. Отсюда – частое нарушение наиболее существенных из них. Главные психологические критерии, дифференцирующие эти синдромы, – это высокий уровень демонстративности при негативном самопредъявлении и низкая социализированность – при социальной дезориентации. При сочетании этих признаков можно говорить о сочетании элементов соответствующих синдромов.

Пассивность в сфере общения служит общим признаком таких разных по своей природе психологических синдромов как психологическая инкапсуляция, сужение сферы деятельности, тотальный регресс и отверженность. Психологическими критериями, помогающими дифференцировать эти синдромы, служат: преобладание интеллектуального развития над образно-эмоциональным при сужении сферы деятельности; противоположное соотношение этих сторон развития, а также склонность к защитному фантазированию – при психологической инкапсуляции; общая пассивность (включая умственную) – при тотальном регрессе; активная негативистическая установка – при отверженности.

Уход от деятельности нередко бывает близок по своим проявлениям к позитивному самопредъявлению. Основное различие между ними в том, что при позитивном самопредъявлении высок уровень социальной активности, тогда как при уходе от деятельности внешняя активность снижена и замещена защитным фантазированием. Вместе с тем, различие между этими синдромами не очень значимо. Часто встречается их сочетание, сопровождающееся средним уровнем социальной активности или ее локализацией в одной узкой области (например, в области изобразительной деятельности).

Уход от деятельности может приближаться по своим проявлениям также к хронической неуспешности. Основным дифференцирующим признаком в этом случае становится наличие или отсутствие демонстративности и защитного фантазирования.

Психологические синдромы могут выступать в тех или иных сочетаниях. В подобных случаях важно выявить, какой из синдромов является ведущим, а какой – второстепенным, фоновым.