5.6. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности
В рамках нашей культуры эти варианты развития относительно благополучны: логическое мышление настолько высоко ценится в обществе, что окружающие готовы простить «интеллектуалу» недоразвитие остальных психических процессов. Если синдром не слишком грубо выражен, то с возрастом ребенок обычно находит себе равного партнера по общению. Возможно, жизнь его так и останется несколько скучноватой и односторонней, но вряд ли он окажется вовсе «выброшен за борт» нормальной социальной жизни (что происходит при некоторых других психологических синдромах). Поэтому, беседуя с родителями, можно ограничиться советом хоть немного «разбавить» интеллектуальные занятия чем-то более эмоционально насыщенным. Надо также постараться «домашними средствами» облегчить поиски друга или подруги (поискать среди детей своих друзей, попробовать отдать ребенка в кружок, где у него будет шанс найти кого-нибудь со сходными интересами и т. п.).
Вообще, при консультировании достаточно взрослого «интеллектуалиста» или подростка с сужением сферы деятельности, мы обычно ограничиваемся минимальными рекомендациями. Так врач, обнаружив у большого ребенка не очень грубое нарушение прикуса, скорее всего скажет: «Ничего, жить с этим можно, а выправить нарушение в таком возрасте очень трудно. Ношение пластин уже не поможет, а не станем же мы мучить ребенка хирургическими операциями ». Чем младше ребенок, тем больше необходимость рекомендаций по организации дошкольных занятий, развивающих образную сферу и повышающих эмоциональность (игра, рисование, конструирование, лепка, но главное – эмоциональное общение с родителями).
- А.Л.Венгер Психологическое консультирование и диагностика Практическое руководство.Часть 2.– м.:Генезис, 2001. – 128
- Глава 1. Заключительная беседа
- 1.1. Задачи и организация заключительной беседы
- 1.2. Учет жизненных обстоятельств
- 1.3. Возможные направления рекомендаций
- Глава 2 общевозрастные и общепедагогические рекомендации
- 2.1. Умственное развитие
- Запрос, предлагающий общевозрастные рекомендации по умственному развитию
- Сензитивные периоды
- Формы занятий
- 2.2. Личностные особенности Проблема возрастных кризисов
- Подростковый кризис
- 2.3. Доморощенные педагогические концепции
- Глава 3 «симптоматические» рекомендации
- 3.1.Локальные проблемы в умственном развитии Нарушения памяти
- Нарушение внимания и самоконтроля
- Нарушение планирования и организации деятельности
- Замедленный темп деятельности
- Психофизиологический инфантилизм
- 3.2. Локальные эмоциональные и личностные проблемы Повышенная тревожность
- Сниженное настроение, субдепрессия
- Астения
- Повышенная демонстративность
- Отсутствие познавательных интересов
- 3.3. Локальные поведенческие проблемы Гиперактивность
- Воровство
- Агрессия
- 3.4. Проблемы общения со сверстниками
- Глава 4 психологические синдромы
- 4.1. Структура психологического синдрома
- 4.2. Хроническая неуспешность и тотальный регресс Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 4.3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция Уход от деятельности
- Психологическая инкапсуляция
- 4.4. Негативное и позитивное самопредъявление Негативное самопредъявление
- Позитивное самопредъявление
- 4.5. Демонстративный нигилизм и гиперсоциальность Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- 4.6. Социальная дезориентация и отверженность
- Отраженность
- 4.7. Семейная и групповая изоляция Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- 4.8. Дисгармоничность развития Интеллектуализм
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- 4.9. Заключительные замечания
- Возрастные закономерности
- Дифференциация синдромов со сходными проявлениями
- Глава 5 индивидуализированные рекомендации
- 5.1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс
- Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 5.2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
- 5.3. Различные формы самопредъявления
- 5.4. Социальная дезориентация и отверженность
- 5.5. Семейная и групповая изоляция
- 5.6. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности
- 5.7.Вербализм
- Сводный список психологических синдромов Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- Уход от деятельности
- Негативное самопредьявление
- Позитивное самопредьявление
- Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- Социальна я дезориентация
- Отверженность
- Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- Рекомендуемая литература для родителей
- Часть II