Запрос, предлагающий общевозрастные рекомендации по умственному развитию
В когнитивной сфере общевозрастные и общепедагогические рекомендации чаще всего относятся к вопросам умственного развития и умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В школьном возрасте вопросы, относящиеся к развитию когнитивных процессов, чаще требуют индивидуализированных или «симптоматических» рекомендаций, поскольку жалоба и запрос клиента обычно бывают более конкретны.
Соотношение советов консультанта с запросом родителей может быть самым разным. Иногда обращение прямо содержит соответствующий запрос:
Как научить пятилетнего ребенка играть, рисовать, строить модели из конструктора?
Как развить мышление дошкольника?
Как подготовить ребенка к школе?
Какие занятия могут быть полезны двухлетнему ребенку?
Бывает, что запрос формулируется более конкретно, но при этом не соответствует возрастным особенностям ребенка. Например, родители четырехлетних и даже трехлетних детей обращаются с вопросом: «Как научить ребенка читать? ». Между тем, в этом возрасте Целенаправленное обучение чтению не рекомендуется. Оно требует значительных затрат времени и труда, которые можно употребить с большей пользой для детского развития.
Здесь мы говорим только о неадекватных запросах, поскольку в случаях адекватного конкретного запроса требуются не те рекомендации, которые мы отнесли к общевозрастным, а «симптоматические» или индивидуализированные.
Частым основанием для общевозрастных и общепедагогических рекомендаций по умственному развитию ребенка служат не столько вопросы (запрос), сколько жалобы клиента, например: «Моей дочке уже три года, а она все еще не научилась считать даже до пяти». По тем же причинам, что и в случае с конкретным запросом, здесь рассматриваются только жалобы, неадекватные возрасту ребенка. Жалобы, адекватные возрасту, будут анализироваться в последующих главах.
- А.Л.Венгер Психологическое консультирование и диагностика Практическое руководство.Часть 2.– м.:Генезис, 2001. – 128
- Глава 1. Заключительная беседа
- 1.1. Задачи и организация заключительной беседы
- 1.2. Учет жизненных обстоятельств
- 1.3. Возможные направления рекомендаций
- Глава 2 общевозрастные и общепедагогические рекомендации
- 2.1. Умственное развитие
- Запрос, предлагающий общевозрастные рекомендации по умственному развитию
- Сензитивные периоды
- Формы занятий
- 2.2. Личностные особенности Проблема возрастных кризисов
- Подростковый кризис
- 2.3. Доморощенные педагогические концепции
- Глава 3 «симптоматические» рекомендации
- 3.1.Локальные проблемы в умственном развитии Нарушения памяти
- Нарушение внимания и самоконтроля
- Нарушение планирования и организации деятельности
- Замедленный темп деятельности
- Психофизиологический инфантилизм
- 3.2. Локальные эмоциональные и личностные проблемы Повышенная тревожность
- Сниженное настроение, субдепрессия
- Астения
- Повышенная демонстративность
- Отсутствие познавательных интересов
- 3.3. Локальные поведенческие проблемы Гиперактивность
- Воровство
- Агрессия
- 3.4. Проблемы общения со сверстниками
- Глава 4 психологические синдромы
- 4.1. Структура психологического синдрома
- 4.2. Хроническая неуспешность и тотальный регресс Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 4.3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция Уход от деятельности
- Психологическая инкапсуляция
- 4.4. Негативное и позитивное самопредъявление Негативное самопредъявление
- Позитивное самопредъявление
- 4.5. Демонстративный нигилизм и гиперсоциальность Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- 4.6. Социальная дезориентация и отверженность
- Отраженность
- 4.7. Семейная и групповая изоляция Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- 4.8. Дисгармоничность развития Интеллектуализм
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- 4.9. Заключительные замечания
- Возрастные закономерности
- Дифференциация синдромов со сходными проявлениями
- Глава 5 индивидуализированные рекомендации
- 5.1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс
- Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 5.2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
- 5.3. Различные формы самопредъявления
- 5.4. Социальная дезориентация и отверженность
- 5.5. Семейная и групповая изоляция
- 5.6. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности
- 5.7.Вербализм
- Сводный список психологических синдромов Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- Уход от деятельности
- Негативное самопредьявление
- Позитивное самопредьявление
- Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- Социальна я дезориентация
- Отверженность
- Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- Рекомендуемая литература для родителей
- Часть II