logo

Запрос, предлагающий общевозрастные рекомендации по умственному развитию

В когнитивной сфере общевозрастные и общепедагогические рекомендации чаще всего относятся к вопросам умственного развития и умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В школьном возрасте вопросы, относящиеся к развитию когнитивных процессов, чаще требуют индивидуализированных или «симптоматических» рекомендаций, поскольку жалоба и запрос клиента обычно бывают более конкретны.

Соотношение советов консультанта с запросом родителей может быть самым разным. Иногда обращение прямо содержит соответствующий запрос:

Как научить пятилетнего ребенка играть, рисовать, строить модели из конструктора?

Как развить мышление дошкольника?

Как подготовить ребенка к школе?

Какие занятия могут быть полезны двухлетнему ребенку?

Бывает, что запрос формулируется более конкретно, но при этом не соответствует возрастным особенностям ребенка. Например, родители четырехлетних и даже трехлетних детей обращаются с вопросом: «Как научить ребенка читать? ». Между тем, в этом возрасте Целенаправленное обучение чтению не рекомендуется. Оно требует значительных затрат времени и труда, которые можно употребить с большей пользой для детского развития.

Здесь мы говорим только о неадекватных запросах, поскольку в случаях адекватного конкретного запроса требуются не те рекомендации, которые мы отнесли к общевозрастным, а «симптоматические» или индивидуализированные.

Частым основанием для общевозрастных и общепедагогических рекомендаций по умственному развитию ребенка служат не столько вопросы (запрос), сколько жалобы клиента, например: «Моей дочке уже три года, а она все еще не научилась считать даже до пяти». По тем же причинам, что и в случае с конкретным запросом, здесь рассматриваются только жалобы, неадекватные возрасту ребенка. Жалобы, адекватные возрасту, будут анализироваться в последующих главах.