4.4. Негативное и позитивное самопредъявление Негативное самопредъявление
В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т. е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного самопредъявления. Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенность его деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе.
Позиция младшего школьника с негативным самопредъявлением– это позиция «ужасного ребенка», которого окружающие замечают лишь постольку, поскольку он их раздражает и возмущает. Эта позиция и становится центральной чертой психологического профиля ребенка с негативным самопредъявлением. Взрослые своим поведением поддерживают это представление, чем и обеспечивается реакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь. Схема развития этого психологического синдрома приведена на рис. 6.
Рис. 6. Схема развития негативного самопредъявления
Дмитрию В. 9 лет. Он единственный ребенок в семье. По словам родителей, Дима рос избалованным мальчиком и до пятилетнего возраста был окружен вниманием всей семьи, включавшей бабушку и дедушку. После размена квартиры контакты с бабушкой и дедушкой стали редкими. Родители Димы большую часть времени проводят на работе, поэтому мальчик оказался предоставлен самому себе. Его школьные успехи удовлетворительны, но не столь высоки, чтобы они могли обеспечить ему заметное положение в школе.
Родители жалуются на высокую конфликтность Димы, негативизм и грубость. По словам мамы, «он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его все время ругали и наказывали. Знает, что накажут, и все равно делает». Сходное поведение наблюдается и в школе. Попытки учителей воздействовать на Диму не приводят к улучшению его поведения. Вместе с тем, он не нарушает наиболее значимых социальных норм: дерется не больше других мальчиков, не ворует, не портит чужих вещей (подобные формы поведения мы увидим в одном из следующих подразделов, у детей с другим психологическим синдромом – социальной дезориентацией).
Психологическое обследование показало, что у Дмитрия очень высок уровень демонстративности (потребности во внимании к себе). Вместе с тем, он не обладает никакими особыми способностями (или почему-либо не имеет возможности их реализовать), у него нет серьезных достижений ни в одной области. Из-за этого он не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов, например, став лучшим учеником в классе. Ему пришлось выбрать другой путь: его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения. Он давно обнаружил, что это безотказное средство привлечь к себе внимание. Разумеется, таким способом не заслужишь похвал, однако демонстративному ребенку получать внимание даже в негативных формах намного приятнее, чем ощущать свою полную незаметность и неинтересность для окружающих.
Мальчик чувствителен к социальным нормам, так что его грубость и другие негативные проявления не могут быть следствием их чисто случайного, непреднамеренного нарушения. Они используются им как способ привлечь внимание к себе и к своим эмоциональным проблемам. Дима чувствует себя одиноким и не удовлетворен своими отношениями с родителями. Друзей в классе у него нет.
На этом примере хорошо прослеживается обычная для негативного самопредъявления история развития. В раннем возрасте ребенок воспитывался в атмосфере повышенного внимания со стороны окружающих. По-видимому, у него не были вовремя сформированы содержательные формы делового общения со взрослыми. По терминологии М. И. Лисиной, деловое общение – это общение в ходе какой-либо деятельности: игры, рисования, действий с простейшими орудиями и т. п. У Димы же общение оставалось преимущественно непосредственным: в форме самодемонстрации ребенка и ответных восторгов взрослых. Это часто происходит с детьми, воспитываемыми в основном бабушками и дедушками, которым, в силу возрастного снижения активности, подчас бывает трудно наладить с ребенком подлинно деловой контакт. В дошкольном возрасте повышенная демонстративность, как это обычно и бывает, проявлялась в форме избалованности, капризности.
Потребность в постоянном внимании окружающих успела у Димы стойко зафиксироваться. В результате изменения условий жизни она оказалась фрустрирована (не удовлетворена). Содержательная деятельность по ее удовлетворению не была сформирована. Так сложились типичные предпосылки к возникновению психологического синдрома негативного самопредъявления. Далее этот синдром закрепился по механизму, описанному выше.
И родители, и школьная учительница подтверждают правильность избранной мальчиком тактики: они непрерывно делают ему замечания, читают нотации, т. е. в ответ на нарушение им правил поведения удовлетворяют его потребность во внимании к себе. Иногда они и сами замечают, что тут что-то не так. Не зря же мама восклицает: «Он как будто нарочно ведет себя так, чтобы его все время ругали!» В этой фразе только два лишних слова: «как будто». Дима именно нарочно, нарочито ведет себя так, чтобы его ругали. Иначе его вовсе не замечают, а это для него гораздо страшнее.
Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого, адресованные ребенку, воспринимаются им как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной. Дима, как и другие дети с негативным самопредъявлением, избрал простейший путь, а отрицательные реакции взрослых служат подкреплением его провоцирующего демонстративного поведения.
Наблюдающиеся у Димы трудности в общении со сверстниками типичны для младших школьников с негативным самопредъявлением. Это связано с тем, что в этом возрасте (особенно в начале этого периода) большинство учеников ориентируется на оценку учителя. Порицания, постоянно получаемые ребенком с негативным самопредъявлением, часто приводят к его отрицательной оценке также соучениками, принимающими оценку учителя. Позднее (в предподростковом возрасте) нередки становятся случаи, когда ребенок с негативным самопредъявлением, напротив, воспринимается сверстниками как «герой» и имеет среди них весьма высокий статус. Это происходит, если ученики не идентифицируются с оценками учителя, если отношения учителя с классом конфликтны.
- А.Л.Венгер Психологическое консультирование и диагностика Практическое руководство.Часть 2.– м.:Генезис, 2001. – 128
- Глава 1. Заключительная беседа
- 1.1. Задачи и организация заключительной беседы
- 1.2. Учет жизненных обстоятельств
- 1.3. Возможные направления рекомендаций
- Глава 2 общевозрастные и общепедагогические рекомендации
- 2.1. Умственное развитие
- Запрос, предлагающий общевозрастные рекомендации по умственному развитию
- Сензитивные периоды
- Формы занятий
- 2.2. Личностные особенности Проблема возрастных кризисов
- Подростковый кризис
- 2.3. Доморощенные педагогические концепции
- Глава 3 «симптоматические» рекомендации
- 3.1.Локальные проблемы в умственном развитии Нарушения памяти
- Нарушение внимания и самоконтроля
- Нарушение планирования и организации деятельности
- Замедленный темп деятельности
- Психофизиологический инфантилизм
- 3.2. Локальные эмоциональные и личностные проблемы Повышенная тревожность
- Сниженное настроение, субдепрессия
- Астения
- Повышенная демонстративность
- Отсутствие познавательных интересов
- 3.3. Локальные поведенческие проблемы Гиперактивность
- Воровство
- Агрессия
- 3.4. Проблемы общения со сверстниками
- Глава 4 психологические синдромы
- 4.1. Структура психологического синдрома
- 4.2. Хроническая неуспешность и тотальный регресс Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 4.3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция Уход от деятельности
- Психологическая инкапсуляция
- 4.4. Негативное и позитивное самопредъявление Негативное самопредъявление
- Позитивное самопредъявление
- 4.5. Демонстративный нигилизм и гиперсоциальность Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- 4.6. Социальная дезориентация и отверженность
- Отраженность
- 4.7. Семейная и групповая изоляция Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- 4.8. Дисгармоничность развития Интеллектуализм
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- 4.9. Заключительные замечания
- Возрастные закономерности
- Дифференциация синдромов со сходными проявлениями
- Глава 5 индивидуализированные рекомендации
- 5.1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс
- Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 5.2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
- 5.3. Различные формы самопредъявления
- 5.4. Социальная дезориентация и отверженность
- 5.5. Семейная и групповая изоляция
- 5.6. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности
- 5.7.Вербализм
- Сводный список психологических синдромов Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- Уход от деятельности
- Негативное самопредьявление
- Позитивное самопредьявление
- Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- Социальна я дезориентация
- Отверженность
- Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- Рекомендуемая литература для родителей
- Часть II