Формы занятий
В литературе по умственному воспитанию дошкольников обязательно описывается не только содержание занятий, но и рекомендуемые формы их проведения. Однако консультанту в беседе с родителями ребенка почти всегда приходится специально останавливаться на этом вопросе. Иначе родители бывают склонны использовать «школьные» формы занятий, наносящие вред общему психическому развитию дошкольника.
Нужно рассказать им о том, какой вклад в умственное развитие ребенка вносят специфичные для его возраста виды детской деятельности. Так, в раннем возрасте (до трех лет) ведущую роль в детском развитии играют разнообразные действия с предметами: собирание матрешек и пирамидок, складывание мелких предметов разной формы в бутылку с узким горлышком, нанизывание бус, закрывание кастрюль разного размера подходящими крышками, расстегивание и застегивание пуговиц, засовывание фигур разной формы в соответствующие им прорези (игрушка «почтовый ящик») и т. п.
Особенно большое значение имеют так называемые орудийные действия, когда один предмет используется для определенного воздействия на другой. Существует большое количество игрушек, позволяющих ребенку раннего возраста осуществлять те или иные орудийные действия. Такие игрушки должны быть достаточно крупными и, разумеется, безопасными для ребенка (с этой целью они обычно изготовляются из пластмассы). Это – молоток, которым можно забивать в специальную дощечку цилиндры, выступающие в роли «гвоздей»; стержень, на который навинчиваются крупные гайки с помощью гаечного ключа; детская отвертка, позволяющая завинчивать специальные винты. Не забудьте и о таком полезном орудийном действии, как рисование карандашом (даже если это простое «черкание », без попытки изобразить какой-либо предмет). Еда с помощью ложки – это тоже орудийное действие, и его развивающее значение не уступает другим подобным действиям.
В дошкольном возрасте отдельные действия с предметами перестают играть ведущую роль в умственном развитии, хотя отнюдь не становятся вовсе бесполезными. Эта роль теперь переходит к более сложно организованным видам деятельности. Среди них можно назвать игры с куклами, наборами мебели и посуды, машинами, медицинскими принадлежностями (набор «Доктор Айболит») и другими игрушками. Причем наиболее полезны достаточно простые и незатейливые игрушки, с которыми можно совершать самые разнообразные действия. Заводные, радиоуправляемые, электрифицированные и прочие «современные» игрушки оставляют гораздо меньше простора для детской фантазии и самостоятельности, а потому менее полезны для умственного развития.
Существует много разных дидактических (то есть обучающих) игр, направленных на развитие отдельных психических функций, формирование определенных навыков и умений. Такие игры, безусловно, полезны, однако не надо слишком ими увлекаться. Важно помнить, что наибольший общеразвивающий эффект дают не они, а свободная творческая детская игра.
Для развития дошкольника очень большое значение имеют конструирование из строительного материала и из различных #конструкторов», рисование, лепка, аппликация. Все это – так называемые продуктивные виды деятельности. От игры они отличаются тем, что связаны с созданием того или иного «продукта»: постройки, рисунка и т. п. Благодаря этому в продуктивных видах деятельности развиваются не только образные формы мышления, но и такие психологические качества как целенаправленность, целеустремленность, способность к планированию своих действий.
- А.Л.Венгер Психологическое консультирование и диагностика Практическое руководство.Часть 2.– м.:Генезис, 2001. – 128
- Глава 1. Заключительная беседа
- 1.1. Задачи и организация заключительной беседы
- 1.2. Учет жизненных обстоятельств
- 1.3. Возможные направления рекомендаций
- Глава 2 общевозрастные и общепедагогические рекомендации
- 2.1. Умственное развитие
- Запрос, предлагающий общевозрастные рекомендации по умственному развитию
- Сензитивные периоды
- Формы занятий
- 2.2. Личностные особенности Проблема возрастных кризисов
- Подростковый кризис
- 2.3. Доморощенные педагогические концепции
- Глава 3 «симптоматические» рекомендации
- 3.1.Локальные проблемы в умственном развитии Нарушения памяти
- Нарушение внимания и самоконтроля
- Нарушение планирования и организации деятельности
- Замедленный темп деятельности
- Психофизиологический инфантилизм
- 3.2. Локальные эмоциональные и личностные проблемы Повышенная тревожность
- Сниженное настроение, субдепрессия
- Астения
- Повышенная демонстративность
- Отсутствие познавательных интересов
- 3.3. Локальные поведенческие проблемы Гиперактивность
- Воровство
- Агрессия
- 3.4. Проблемы общения со сверстниками
- Глава 4 психологические синдромы
- 4.1. Структура психологического синдрома
- 4.2. Хроническая неуспешность и тотальный регресс Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 4.3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция Уход от деятельности
- Психологическая инкапсуляция
- 4.4. Негативное и позитивное самопредъявление Негативное самопредъявление
- Позитивное самопредъявление
- 4.5. Демонстративный нигилизм и гиперсоциальность Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- 4.6. Социальная дезориентация и отверженность
- Отраженность
- 4.7. Семейная и групповая изоляция Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- 4.8. Дисгармоничность развития Интеллектуализм
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- 4.9. Заключительные замечания
- Возрастные закономерности
- Дифференциация синдромов со сходными проявлениями
- Глава 5 индивидуализированные рекомендации
- 5.1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс
- Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 5.2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
- 5.3. Различные формы самопредъявления
- 5.4. Социальная дезориентация и отверженность
- 5.5. Семейная и групповая изоляция
- 5.6. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности
- 5.7.Вербализм
- Сводный список психологических синдромов Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- Уход от деятельности
- Негативное самопредьявление
- Позитивное самопредьявление
- Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- Социальна я дезориентация
- Отверженность
- Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- Рекомендуемая литература для родителей
- Часть II