logo

1.3. Возможные направления рекомендаций

Общие направления рекомендаций, которые могут быть Даны клиенту психологом-консультантом, определяются многими факторами. Важнейшие из них – это запрос и жалобы клиента, а также психологическая проблема и общие психологические особенности ребенка, выявившиеся в результате обследования. Можно предложить следующую удобную классификацию часто встречающихся типов рекомендаций:

- Общевозрастные и общепедагогические рекомендации, определяемые не столько индивидуальными особенностями ребенка и конкретной проблемой, сколько недостаточным знакомством родителей с общими закономерностями психического развития. Подобные рекомендации могут относиться как к развитию когнитивных процессов, так и к личностным и эмоциональным особенностям ребенка, к его поведенческим проявлениям. >- «Симптоматические» рекомендации, направленные на решение частной психологической проблемы, стоящей за жалобами клиента. Это могут быть советы по преодолению определенных поведенческих проявлений (например, агрессивных), по развитию отдельных психических функций (например, внимания) и т. п.

- Индивидуализированные рекомендации, определяемые специфическими психологическими особенностями ребенка и сложившейся у него системой взаимоотношений с окружающими. Они тоже могут относиться к разным сферам психики и поведения.

- «Диспетчерские» рекомендации, предполагающие обращение к другим специалистам. Наиболее частые «адреса», по которым приходится направлять клиента, – это врач (психиатр, невропатолог, эндокринолог...), дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог...), социальные службы. В реальном консультировании эти четыре вида рекомендаций обычно выступают в тех или иных сочетаниях. Так, «симптоматические» рекомендации почти всегда требуют учета индивидуальных психологических особенностей ребенка, то есть должны быть дополнены индивидуализированными советами. Направляя ребенка на дополнительную консультацию к специалисту (то есть давая «диспетчерские» рекомендации), нужно дать и некоторые советы, относящиеся к области либо общевозрастных, либо индивидуальных психологических особенностей.