logo

5.5. Семейная и групповая изоляция

При семейной изоляции требуется работа со всей семьей. Разумеется, в задачу психолога отнюдь не входит переориентация семьи со значимых для нее ценностей на представления, господствующие в окружающей социальной действительности. Однако можно помочь ребенку и его родителям понять эти представления, найти в них хотя бы отдельные элементы, вполне приемлемые для себя. Как правило, отталкивание от ориентации окружающего общества в значительной степени держится на их незнании и чисто эмоцио-нальном ощущении чуждости. Чем выше мера их понимания, тем выше и мера терпимости.

Чтобы успешно проводить такую работу, психолог должен, прежде всего, попытаться понять и принять ценности семьи («принять» – это не значит начать их разделять; это значит почувствовать их внутреннюю логику, естественную связь с нынешним или предшествующим образом жизни семьи). Он должен занять позицию не представителя общества, судящего (осуждающего) «чужаков», а позицию как бы стороннего наблюдателя, находящегося «над схваткой » и понимающего обе стороны.

При семейной изоляции имеются и технические задачи: работа по повышению уровня самостоятельности ребенка, расширению его бытовых контактов с социальной действительностью (таких как хождение в магазин и т. п.). Полезно посоветовать родителям подыскать для ребенка круг общения со сходными (устраивающими семью) ценностями и установками. В результате этого ребенок сможет продвинуться от семейной изоляции к групповой, более благоприятной для его нормального взросления и психического развития.

Разумеется, все эти рекомендации относятся только к тем случаям, когда установки семьи, хотя и отличаются от господствующих в обществе, но социально приемлемы. При антисоциальных установках требуются совершенно другие подходы, которые здесь обсуждаться не будут: это, скорее, сфера криминальной психологии.

При групповой изоляции (если социальные установки группы негативны) наиболее показана групповая психотерапия. Подросток с этим психологическим синдромом вполне может принять новую (психологическую) группу и идентифицироваться с ней. При этом «срабатывают» те же психологические особенности, которые привели к высокой идентификации с исходной группой: пассивность, зависимость, подчиняемость. Важным условием продуктивной пси-хокоррекционной работы служит изоляция от исходной группы (иногда приходится рекомендовать родителям переехать в другой район).