logo search

Подростковый кризис

Как это ни парадоксально, но во время подросткового кризиса снова появляются поведенческие проявления, напоминающие трехлетнего ребенка и не типичные для всего промежуточного периода развития (дошкольного и младшего школьного возрастов). Опять возникает негативизм – иногда пассивный, а иногда и активный. Даже конкретные темы споров с родителями нередко близки к тем, которые доминировали в трехлетнем возрасте: нежелание тепло одеться, выходя в холод на улицу, стремление ложиться спать не раньше родителей и т. п.

Это не случайное сходство. В период подросткового кризиса, как и в трехлетнем возрасте, ребенок пытается сравняться в правах со взрослыми. Тогда – пережив кризис трех лет и поняв, что он пока еще не во всем способен уподобиться собственным родителям, – он нашел выход в игре. Он как бы сказал себе: если уж не получается быть взрослым на самом деле, то ограничусь тем, что буду взрослым «понарошку». Позднее пришло осознание того, что единственный путь, позволяющий действительно стать взрослым, – это учеба, овладение знаниями, которыми владеют взрослые и не владеют дети. Под этим знаком проходит младший школьный возраст.

Но вот ребенок становится подростком. Он уже научился читать, писать, считать – овладел основными премудростями, которые раньше составляли преимущество взрослых (а бином Ньютона, с которым он еще не знаком, все равно вряд ли сильно понадобится ему в дальнейшей жизни). И главное, он почти сравнялся с взрослыми по уровню общего умственного развития. Конечно, ему еще не хватает жизненного опыта, его суждения чересчур прямолинейны и соответствуют, скорее, некоторому идеалу, нежели жизненной реальности. Однако сам он этого не осознает. А хорошо развитое логическое мышление позволяет ему видеть противоречия в рассуждениях взрослых. Они же по-прежнему считают его ребенком-несмышленышем и продолжают держать за школьной партой, как первоклассника.

В подростковом возрасте восприятие ребенка взрослыми – прежде всего, его родителями – очень сильно отличается от его самовосприятия. Взрослые недооценивают уровень его психологической зрелости, сам он его переоценивает. Поэтому не удивительно, что он страстно борется за свои «взрослые» права. Положение подростков осложняется тем, что в современном обществе отсутствует какой-либо социальный институт, который позволил бы им реализовать свою направленность на полноценное вхождение во взрослый мир. Школа не предоставляет такой возможности. Она адекватна младшему школьному возрасту, в котором ведущей деятельностью является учебная. Подростку же необходима «арена» для развертывания его социальной активности.

Рекомендации для родителей подростков следуют тому же общему направлению, что и для родителей трехлетних детей, но, разумеется, идут значительно дальше. Родителям необходимо осознать, что их ребенок стал уже почти взрослым. А это значит, что он должен занять в семье новое положение, значительно более равноправное, чем раньше. У него должны появиться и новые права и новые обязанности.

Хорошо, если не только родителям, но и самому подростку консультант объяснит, что права и обязанности неразрывно связаны между собой. Главное право – это право распоряжаться собой, оно требует высокой ответственности, а ответственность и зарождается, и проявляется в добросовестном выполнении своих обязанностей.

Желательно, чтобы вопрос об обязанностях подростка решался совместно родителями и им самим. Однако консультанту полезно предварительно обсудить этот вопрос с родителями наедине. Следуя привычной схеме, они часто стараются навязать ребенку обязанности, «замкнутые» на нем самом: уборку им своей комнаты, добросовестную учебу и др. Однако подобные требования обычно вызывают у подростков раздражение, так как они стремятся к самостоятельной организации собственной жизни и именно в этом наименее склонны следовать требованиям взрослых. Как правило, значительно меньшее противодействие у них вызывают обязанности, связанные с жизнью семьи в целом: например, уборка не своей, а общей комнаты, покупка продуктов для всей семьи и т. п. Подобные обязанности и служат наилучшим полем для воспитания у подростка ответственности и самостоятельности.

Что касается прав, то здесь на первом месте стоит право распоряжаться своим временем (разумеется, в пределах разумных ограничений, заранее согласованных с родителями). Нередко ребенок этого возраста рассматривает как посягательство на свою свободу стремление родителей регулярно получать исчерпывающий отчет о его делах, взаимоотношениях и переживаниях. Задача консультанта – объяснить родителям, что подросток имеет право на свою «частную жизнь», неподотчетную взрослым. Если они будут чересчур настойчиво допытываться о его делах, это приведет только к тому, что он начнет их обманывать.

Большое значение для развития личности в этот период приобретает привлечение ребенка к участию в принятии решений, касающихся всей семьи (кого пригласить в гости на Новый Год, Как провести лето, что купить сначала – музыкальный центр или новый холодильник и т. п.). Полезно, чтобы подросток представлял себе, хотя бы в общих чертах, материальное положение семьи и участвовал в планировании семейного бюджета. Конечно, пока еще он должен иметь только совещательный голос, но важно, чтобы к нему прислушивались, уважительно относились к его мнению и, если с ним не согласны, то объясняли, почему.

Кроме внутрисемейных отношений, желательно обсудить с родителями и проблему взаимоотношений подростка со сверстниками. Родители не всегда понимают, насколько важна для подростка эта сфера. В частности, следует поговорить о возможностях его участия в подростковом клубе, студии и т. п. Ведь именно такие второстепенные, по мнению многих родителей, подростковые объединения и являются своего рода заместителями того отсутствующего в нашем обществе (как уже упоминалось) социального института, который мог бы помочь подросткам в реализации их направленности на вхождение во взрослую жизнь.