3.1 Общие вопросы охраны труда и окружающей среды
Охрана труда является обязательным и важным элементом организации любого предприятия. Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Вопросы охраны труда на предприятии имеют огромное значение и регулируются государством.
Правовыми основами охраны труда регулируются организация работы в области охраны труда в производственном процессе, планирования и финансирования мероприятий, структура службы, надзор и контроль, расследование и учет несчастных случаев, компенсация материального ущерба, ответственность за нарушение требований охраны труда и т.д.
Вопросы, касающиеся окружающей среды, актуальные, потому что они являются источником ресурсов для жизни и деятельности человека.
Под охраной окружающей среды понимают мероприятия, направленные на сохранение земельных ресурсов, недр, лесов, водоемов, атмосферы и другое.
Для улучшения экологической ситуации в Украине необходимо совершенствовать законы, касающиеся вопросов охраны окружающей среды, снизить вредные выбросы на предприятиях, произвести замену устаревшего оборудования, обеспечить такое положение общественных отношений, который способствовал бы достижению гармонии экологических и экономических интересов общества.
Требования по охране труда определяются законодательными актами, нормативно-технической документацией, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность труда.
Охрана труда в Украине определяется Законом Украины об охране труда, системой стандартов безопасности труда (ССБТ), санитарными нормами и правилами, специальными мижгалузевеми (ДНАОП) и галузевеми (НАОП) нормами и стандартами, СНиПами, ДСТУ.
Так как исследование проводилось в высшем учебном заведении, то необходимо обратить внимание на все опасные и вредные факторы, которые могут навредить здоровью студентов и сотрудников ВУЗа, и негативно повлиять на уровень работоспособности. К негативным факторам на рабочем месте сотрудников и студентов ВУЗа можно отнести: шум, повышенная или пониженная температура воздуха, пониженная влажность, качество освещения помещения, запыленность. Также важными являются мероприятия по пожарной безопасности помещения и защита от поражения электрическим током.
3.1.1 Характеристика помещения
Характеристика рабочего помещения приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Характеристика рабочего помещения
Наименование показателя | Значение показателя | Критерий (обоснование) выбора значения показателя | Обозначение и наименование регламентирующе-го документа |
1.Помещения,количество рабочих мест | Площадь помещения | Комфортные условия труда | СНиП 2.09.04-87
|
Продолжение таблицы 3.1
2. Благоприятные условия микроклимата | Температура, влажность, скорость движения воздуха
| Комфортные условия труда | ГОСТ 12.1.005-88.CCБТ
|
3Производственное освещение
|
|
|
|
3.1 Вид естественного освещения | боковое | Комфортные условия труда | ДБН Б 2.5-28-2006
|
3.2. Вид искусственного, источники света | ЛБ-80, ЛБ-65
| Комфортные условия труда | ДБН Б 2.5-28-2006
|
3 Класс помещения по опасности поражения эл. током | Помещения без повышенной опасности
| Безопасность условий труда | ГОСТ 12.1.004-91.ССБТ
|
4. Категория помещения по пожарной опасности | Категория Д | Безопасность условий труда | ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ
|
5. Класс зоны помещений по пожарной опасности | Пожаро - опасная зона класса П-Па | Безопасность условий труда | ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ
|
До опасных и вредных производственных факторов относят факторы,
влияющие на рабочих и приводят к заболеванию, ГОСТ 12.0.003-74,ССБТ, опасные и вредные производственные факторы.
3.1.2 Вредные и опасные факторы рабочего помещения
При проведении экспериментальной части нашей работы установлено, что на работников могут негативно влиять такие вредные и опасные факторы:
- Запыленность;
- Пониженное освещение;
- Шум, вибрация;
- Психофизиологический фактор;
- Повышенная или пониженная температура воздуха.
Перечень вредных и опасных факторов, сопровождающих работу на производстве, а также источники их возникновения приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Перечень вредных и опасных производственных факторов
Вредные и опасные факторы | Источники возникновения |
1. Пожароопасность помещения | Сеть питания ПК, оргтехника |
2. Вибрация | Дополнительный фактор при ремонтных работ или с верхнего этажа |
3. Шумы | Вентиляторы ПК, шум на улице, в коридорах |
4. Микрочастицы пыли | Внешние источники; папки с документацией |
5. Психофизиологические факторы
| Перенапряжение зрения, эмоциональные перегрузки |
6. Психологические факторы | Неблагоприятный психологический климат, конфликтная среда |
7. Пониженная подвижность воздуха, температура, пониженная влажность | Микроклимат помещения: состояние систем отопления, кондиционирования, вентиляции |
8. Неблагоприятное освещение | Нерациональная организация освещения рабочих мест |
Помещение соответствует санитарным нормам проектирования заведений. В помещении два окна, установлен кондиционер, имеется искусственное освещение.
В помещении периодически выполняются комплексы мероприятий, направленных на оздоровление условий труда работников и студентов и повышения производительности труда, устранения неблагоприятно действующих на здоровье вредных факторов и предупреждения профессиональных заболеваний. Их характер и вид определяются особенностями выполняемой работы и техникой, которая используется.
3.2 Производственная санитария
Работа в помещении не требует физического напряжения, но требует максимальной концентрации внимания и держит его в постоянном напряжении. Поэтому эта работа, в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 отнесена к легкой категории 1а - легкие физические, исходя из следующих факторов: категории тяжести работ, периода года. Энергозатраты составляют до 139 Вт.
Оптимальные нормы температуры параметров метеорологических условий применительно к категории работ и в зависимости от периода года приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Оптимальные параметры микроклимата
Категория работ | Период года | Температура | Относительная влажность % (не больше) | Скорость движения воздуха, м / с (не более) |
Легкая первая | Холодный | 22-24 | 40-60 | 0,1 |
Легкая первая | Теплый | 23-25 | 40-60 | 0,1 |
Сохранение оптимальных параметров микроклимата в помещении обеспечивает ощущение комфорта, создает предпосылки для высокого уровня работы.
С целью профилактики различных заболеваний, а также для обеспечения условий нормальной работы в отделе применяются различные методы и средства предупреждения воздействия вредных производственных факторов на организм человека.
Поскольку в воздухе рабочей зоны учебных групп отсутствуют вредные вещества, токсический пыль, повышенное содержание тепла и влаги, то оптимальные параметры микроклимата регулируются с помощью приточно-вытяжной вентиляции. Исходя из этого, количество воздуха, которое необходимо подавать в помещение для обеспечения необходимых параметров воздушной среды определяют по следующей формуле (5.1):
L = n ∙ L '[м3 / ч] ..... (3.1)
где n - количество работающих, чел.;
L '- расход воздуха принимается по санитарным нормам
(СН-245-71), приходится на человека в зависимости от объема помещения V, м3.
При отношении <20, L '= 30 м3 / ч. V = 56 м3, n = 12.
L = 12х30 = 360 [м3 / ч]
3.2.1 Освещение производственного помещения
В отделе применяется естественное боковое освещение ДБН Б 2.5-28-2006 - Производственно и искусственное освещение.
Нормы естественного освещения для отдела представлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 Нормы освещенности производственных помещений
Характеристика зрительной работы | Минимальный размер объекта разрез-ния, мм | Разряд, подразряда зрительной работы | Контраст объекта различения с фоном | Харак-терис-тика фона | Искусственное освещение | Естественное освещение
| |||
Вид осветления | Минимальное осветление | Вид осветления | ,% | ,% | |||||
Средней точности | 0,5-1,0 | IV | Большой | Светлый | Общее | 300 | боковое | 1,5 | 1,35 |
Для определения нормированного значения КЕО для условий г. Харькова воспользуемся формулой
ЕN = енmN, .................................................... (3.2)
где ен - значение КЕО с учетом характера зрительной работы;
mN - коэффициент светового климата, mN = 0,9;
N - номер группы обеспеченности естественным светом.
ЕN = 1,5 х0, 9 = 1,35
Искусственное освещение создается электрическими источниками света.
Разряд зрительной работы, обусловлен наименьшим объектом различения - IV (работа средней точности с наименьшим объектом различения от более чем 0,5 мм до 1,0 мм), минимальное нормируемая освещенность 300 лк.
Для расчета общего равномерного освещения при горизонтальной рабочей поверхности основным является метод коэффициента использования светового потока, учитывающий световой поток, отраженный от потолка и стен. Световой поток рассчитывается по формуле:
.................................... (3.3)
где Emin - нормированная минимальная освещенность, лк;
k - коэффициент запаса;
S - освещаемая площадь, м2;
Z - коэффициент минимальной освещенности (коэффициент неравномерности освещения);
N - число светильников;
n - число ламп в светильнике;
η - коэффициент использования светового потока в долях единицы.
С учетом разряда зрительных работ (IV) Emin = 300 лк.
Освещаемая площадь S = 28 м2
Коэффициент запаса k учитывает запыленность помещения, снижение светового потока ламп в процессе эксплуатации. Значение k = 1,2.
Коэффициент минимальной освещенности Z характеризует неравномерность освещения. Для люминесцентных ламп Z = 1,1.
Для определения коэффициента использования светового потока ή находят индекс помещения и и предполагаемые коэффициенты отражения поверхностей помещения: потолки ρп, стен ρс, пола гг (для светлых административно-конторских помещений: ρcтл = 70%, ρстн = 50%, ρр = 30%), выбирают тип светильника.
Для освещения помещения применяются люминесцентными лампами как с гигиенической так и с экономической точек зрения. Для снижения пульсации люминесцентных ламп до нормальных величин следует использовать дволампови светильники с лампами типа ЛБ, ЛТВ, ЛХБ, ЛТПЦ, ЛН.
Индекс помещения определяется по формуле:
....................................(3.4)
где А, В, h - длина, ширина и расчетная высота (высота подвеса светильника над рабочей поверхностью) помещения, м;
...............................(3.5)
где Н - геометрическая высота помещения;
hсв - свес светильника. Конечно hсв = 0,2 ~ 0,8 м;
hp - высота рабочей поверхности. hp = 0,8 ... 1,0 м.
А = 8 м; В = 3,5 м; h = 3 - 0,2 - 0,8 = 2м, и = 1,22.
На основе полученного значения и коэффициента использования светового потока η = 49%.
Итак, световой поток, согласно формуле (5.2), равна:
лм.
В качестве источника света используются люминесцентные лампы мощностью 40 Вт или энергосберегающие мощностью 36 Вт типа ЛБ, ЛХБ, ЛДЦ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава, цветовая температура излучения которых находится в диапазоне 3500-4200 К.
На основе рассчитанного значения светового потока подбирается ближайшая стандартная лампа, в данном случае это люминесцентная лампа ЛДЦ 40-4 со значением светового потока Фл ~ 1995 лм.
После этого рассчитывается необходимое количество этих ламп для рассматриваемого помещения:
Округляем до целого и получаем, что в помещении нужно установить
6 светильников. Схема расположения светильников представлена на рис 3.1.
Рисунок 3.1 Схема расположения светильников
В рабочем помещении искусственное освещение выполняется системой общего равномерного освещения. Общее освещение выполнено в виде прерывистых линий светильников. Линии светильников расположены слева от рабочих мест параллельно линии расположения учебных мест. Количество светильников в линии равна трем. В каждом светильнике две лампы типа ЛДЦ 40-4. Коэффициент запаса светильников равен 1,2, коэффициент пульсации ламп - 5%, для чего расположенные рядом светильники подключены к разным фазам трехфазной сети. Таким образом, общее количество светильников равно 6, что соответствует расчетному значению количества светильников данного типа. Можно сделать вывод, что система искусственного освещения данного помещения удовлетворяет предъявленным требованиям.
3.3 Производственный шум и вибрация
Высокий уровень шума и вибрации - один из самых распространенных вредных факторов на рабочем месте, он вызывает утомление, снижение производительности труда, а при длительном воздействии расстройство здоровья и даже появление профессиональных заболеваний. Повышенный уровень шума влияет на систему пищеварения и кровообращения, сердечно-сосудистую систему. Шум не только ухудшает самочувствие человека, но и снижает производительность труда на 10-15% процентов. В связи с этим борьба с ним имеет не только санитарно-гигиеническое, но и большое технико-экономическое значение.
Источником шума и вибрации для работников является шум на улице, в коридорах.
Кроме того, это может быть шум от других источников, находящихся в рабочем помещении. Для снижения негативного воздействия шума и вибрации применяют перекрытия между помещениями, обшивку стен, которая способствует возникновению акустического эффекта, перфорированные стены между помещениями, шумопоглощающие мягкие шторы. Важное профилактическое значение имеют организационных-технические мероприятия, такие как своевременный ремонт, уход и ответственное хранение оборудования. Важную роль в борьбе с шумом играют архитектурно-строительные и планировочные решения при проектировании и строительстве помещений.
Таблица 3.5 Допустимые уровни шума в производственных помещениях
Вид трудовой деятельности | Уровни звукового давления в дБ, в активных полосах со средне геометрическими частотами, Гц | Эквивалентные уровни звука, дБа | Организационно-технические меры защиты | ||||||||
обучение, творческая деятельность | 80 | 71 | 61 | 54 | 49 | 45 | 42 | 40 | 38 | 50 | Своевременный ремонт, уход и соответствующее хранение оборудования |
3.4 Уровень ионизации воздуха помещения
В кабинетах, где применяются персональные компьютеры уровень ионизации воздуха на расстоянии 0,3 м от работающего экрана видеомонитора не должен быть ниже 200 и более 5000 легких положительных и отрицательных ионов обоих знаков (отдельно) в куб. см воздуха.
Таблица 3.5 Уровни ионизации воздуха помещений
Уровни | Количество ионов в 1 см3 воздуха | Организационно-технические меры защиты | |
n+ | n- | соблюдение правил пользования ЭВМ | |
Минимальные значения | 200 | 600 | |
Оптимальные значения | 1500-3000 | 3000-5000 | |
Максимально-допустимые значения | 5000 | 5000 |
- Глава 1. Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей 4
- Глава 2. Экспериментальное изучение личностно-эмоциональных особенностей у подростков разведенных родителей и подростков из полных семей 30
- Глава 3. Охрана труда и окружающей среды 64
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей
- 1.1 Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей
- 1.2 Развод как социально-психологическое явление
- 1.3 Психологические особенности детей разведенных родителей
- 1.4 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей
- Выводы к первому разделу
- Глава 2. Экспериментальное изучение личностно-эмоциональных особенностей у подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- 2.1 Организация и методы исследования
- 2.2 Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений в полных и не полных семьях.
- 2.3. Результаты исследования особенностей эмоциональных отношений в семьях разведенных родителей
- 2.4. Результаты исследования личностных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- 2.5 Результаты исследования сравнительного анализа подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- Выводы ко второму разделу
- Глава 3. Охрана труда и окружающей среды
- 3.1 Общие вопросы охраны труда и окружающей среды
- 3.5 Техника безопасности
- 3.7 Охрана окружающей среды
- Литература
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5