Выводы ко второму разделу
По результатам экспериментально-психологического исследования личностно-эмоциональных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей можно сделать выводы:
1. По оценке большинства подростков, воспитывающихся в разведенных семьях, со стороны родителей наблюдается высокая выраженность таких показателей родительского отношения, как директивность со стороны матери, враждебность и непоследовательность со стороны отца. Наименее всего проявляется непоследовательность со стороны матери. Также необходимо отметить, что все указанные тенденции являются фактором формирования личностной тревожности у подростка.
То у подростков из полных семей наблюдается более благоприятная картина относительно родительского отношения к подростку. Со стороны матери наиболее ярко проявляется такая родительская установка, как автономность, отцы склонны демонстрировать позитивный интерес. Наименее всего среди матерей выражена враждебность и директивность, среди отцов – автономность.
2. Большая часть подростков из неполных семей проявляют нежные чувства к матери, братьям и сестрам, сильные положительные чувства – к матери, слабые отрицательные и враждебные чувства – к отцу. Наименее всего подростки испытывают: нежные чувства – к отцу (50%), сильные положительные чувства – к отцу (55%), слабые отрицательные чувства – к матери (20%);
То большая часть подростков из полных семей склонна проявлять высокую степень всех видов чувств по отношению к матери. Наименее всего подростки испытывают: нежные чувства – к себе (15%), сильные позитивные чувства – к себе (30%), слабые отрицательные чувства – к др. родственникам (20%), враждебные чувства – к себе либо ни к кому (10%).
3. Если подростки разведенных родителей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери, сильные положительные чувства – со стороны матери, братьев и сестер, слабые отрицательные и враждебные чувства – со стороны отца. Наименее всего подростки получают: нежные чувства со стороны отца (55%),сильные положительные чувства – со стороны отца (60%), слабые отрицательные чувства – со стороны матери (15%).
То подростки из полных семей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери и отца, сильные положительные чувства – со стороны отца, слабые отрицательные чувства – со стороны матери и других родственников, враждебные чувства – со стороны матери. Наименее всего по отношению к подросткам проявляют: нежные чувства сами подростки (15%), сильные положительные чувства – сами подростки (25%), слабые отрицательные чувства – другие родственники (30%), враждебные чувства – другие родственники (20%).
4. Подростки разведенных родителей оценивают уровень своих эмоциональных переживаний радостных и грустных событий в прошлом, в настоящем и будущем как средний. Сильнее всего они переживают грустные события в настоящем и наступление грустных событий в будущем.
А у подростков из полных семей по всем видам событий, кроме будущих радостных событий, преобладает средний уровень эмоциональных переживаний. Наибольшие эмоциональные переживания вызывают будущие радостные события.
Таким образом, проведение корреляционного анализа на выборке подростков из неполных семей с целью установления взаимосвяи между личностно-эмоциональными особенностями и показателями родительского отношения позволило установить, что подобная взаимосвязь имеется и заключается в следующем: чем более благоприятным для подростка является характер родительского отношения к нему, тем благополучнее и позитивнее будут его личностно-эмоциональные особенности.
- Глава 1. Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей 4
- Глава 2. Экспериментальное изучение личностно-эмоциональных особенностей у подростков разведенных родителей и подростков из полных семей 30
- Глава 3. Охрана труда и окружающей среды 64
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей
- 1.1 Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей
- 1.2 Развод как социально-психологическое явление
- 1.3 Психологические особенности детей разведенных родителей
- 1.4 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей
- Выводы к первому разделу
- Глава 2. Экспериментальное изучение личностно-эмоциональных особенностей у подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- 2.1 Организация и методы исследования
- 2.2 Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений в полных и не полных семьях.
- 2.3. Результаты исследования особенностей эмоциональных отношений в семьях разведенных родителей
- 2.4. Результаты исследования личностных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- 2.5 Результаты исследования сравнительного анализа подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- Выводы ко второму разделу
- Глава 3. Охрана труда и окружающей среды
- 3.1 Общие вопросы охраны труда и окружающей среды
- 3.5 Техника безопасности
- 3.7 Охрана окружающей среды
- Литература
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5