Приложение 4
Методика «Незавершенные предложения» (Saks-Sidney)
Методика «Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Вариант Saks-Sidney адаптирован в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. методика состоит из 60 незавершенных предложений. Они делятся на 15 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека – к самому себе, к другим людям и т.п.
Методика включает в себя следующие группы:
1. Отношение к отцу.
2. Отношение к себе.
3. Жизненные цели.
4. Отношение к будущему.
5. Отношение к учителям.
6. Страхи и опасения.
7. Отношение к друзьям.
8. Отношение к прошлому.
9. Отношение к мужчинам.
10. Отношение к сексуальной жизни.
11. Отношение к семье.
12. Отношение к сотрудникам (ученикам).
13. Отношение к матери.
14. Осознание вины.
15. Отношение к женщинам.
Анализируя ответы испытуемого, можно оценить существующую у него систему отношений к семье, представителям того же или противоположного пола, к сексуальной жизни, учителям, ученикам, друзьям, отцу, матери. Ряд ответов отражает отношение к испытуемым и переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, а также свидетельствует об отношении к прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.
Процедура проведения обследования
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются незавершенные
предложения. Пожалуйста, продолжите их (закончите). Здесь нет правильных или неправильных вариантов ответа. Ваше творчество приветствуется.
Благодарим за сотрудничество».
Методика «Незавершенные предложения» не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания. Перед испытуемым ставят задачу работать как можно быстрее, завершать начало предложений, не особенно раздумывая, первым, что приходит в голову.
Порядок проведения: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
Вопросы методики Saks-Sidney
Отношение к отцу.
10
1. Думаю, что мой отец редко...
17. Если бы мой отец только захотел...
33. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец...
49. Думаю, что мой отец...
Отношение к себе.
2. Если все против меня, то...
18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы...
34. Моя наибольшая слабость заключается в том...
50. Когда мне начинает не везти, я...
Жизненные цели.
3. Я всегда хотел(а)...
19. Я мог(ла) бы быть очень счастливым (счастливой), если бы...
35. Моим скрытым стремлением в жизни...
11
51. Больше всего я хотел(а) бы в жизни...
Отношение к подчиненным.
4. Если бы я занимал(а) руководящий пост...
20. Если кто-нибудь работает под моим руководством...
36. Мои подчиненные...
52. Когда я даю другим поручение...
Отношение к будущему.
5. Будущее кажется мне...
21. Надеюсь на...
37. Наступит тот день, когда...
53. Когда я буду старым (старой)...
Отношение к начальству и учителям.
6. Мое начальство...
22. В школе мои учителя...
38. Когда ко мне приближается мой начальник...
54. Люди, превосходство которых я над собой признаю...
Страхи и опасения.
7. Знаю, что глупо, но боюсь...
23. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...
39. Хотелось бы мне перестать бояться...
55. Мои опасения не раз заставляли меня...
Отношение к друзьям.
8. Думаю, что настоящий друг...
24. Не люблю людей, которые...
40. Больше всего люблю людей, которые...
56. Когда меня нет, мои друзья...
Отношение к прошлому.
9. Когда я был(а) ребенком...
25. Когда-то я...
41. Если бы я снова стал(а) молодым (молодой)...
57. Моим самым живым воспоминанием детства является...
Отношение к мужчинам.
10. Идеалом мужчины для меня является...
26. Считаю, что большинство юношей...
42. Считаю, что большинство мужчин...
58. Мне очень не нравится, когда мужчины...
Отношение к сексуальной жизни.
11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...
27. Супружеская жизнь кажется мне...
43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь...
59. Моя половая жизнь...
Отношение к семье.
12. По сравнению с большинством других семей моя семья...
28. Моя семья обращается со мной как...
44. Большинство известных мне семей...
60. Когда я был(а) ребенком, моя семья...
Отношение к сотрудникам.
13. Лучше всего мне работается с...
29. Люди, с которыми я работаю...
45. Люблю работать с людьми, которые...
12
61. Люди, которые работают со мной...
Отношение к матери.
14. Моя мать...
30. Моя мать и я...
46. Считаю, что большинство матерей...
62. Я люблю свою мать, но...
Осознание вины.
15. Сделал(а) бы все, чтобы забыть...
31. Моей самой большой ошибкой было...
47. Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым (виноватой), если...
63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это...
Отношение к женщинам.
16. Идеалом женщины для меня является...
32. Считаю, что большинство девушек...
48. Считаю, что большинство женщин...
64. Мне очень не нравится, когда женщины...
(Реально предложения даются по порядку номеров.)
Анализируя ответы испытуемого, можно оценить существующую у
него систему отношений к семье, представителям того же или противоположного пола, к сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудникам, друзьям, отцу, матери. Ряд ответов отражает отношение к испытываемым и переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, а также свидетельствует об отношении к прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.
Порядок и последовательность обработки данных
Обработка результатов, полученных с помощью методики «Не-
завершенные предложения», традиционно содержит качественный и количественный анализ.
Качественный анализ весьма разнообразен и определяется в основ-
ном тремя моментами: 1) содержанием личностной или межличностной
проблемы, исследуемой с помощью данного метода; 2) теоретическими
представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом; 3) конкретным вариантом используемых неоконченных предложений.
При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, на-
званному в первой части предложения.
Выделяют три типа отношений:
1) нейтральное, оцениваемое как «0»;
2) положительное, оцениваемое как«+»;
3) отрицательное, оцениваемое как «–».
Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации. Например, по
отношению к описываемому варианту методики Saks-Sidney применяются
такие оценки:
+2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное
отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;
+1 – положительное отношение;
13
0 – нейтральный по смыслу ответ; отношение не выражено или не-
понятен его эмоциональный знак;
–1 – отрицательное отношение;
–2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное
отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту, вербальные отказы (ответы типа «не знаю», «не думал») и поведенческие отказы
(пропуск предложения, отсутствие его завершения).
Некоторые предложения в своей первой части содержат не только
указание на объект, но и включают в себя положительную или отрицательную позицию по отношению к данному объекту.
Например: «Мне очень не нравится, когда мужчины...», «Больше
всего люблю людей, которые...». Количественная оценка завершения подобного предложения определяется тем, усиливает, увеличивает или снижает, уменьшает ответ испытуемого первоначально заданную позицию
(особенно отрицательную).
Например, сфера отношение к себе: «Если все против меня, то...» (варианты завершения):
1) «это ужасно», «мне очень плохо», «я умру»: –2;
3) «то кто же за?», «то я за»: 0;
4) «я не расстраиваюсь, не огорчаюсь, плевал на это»: +1;
5) «я все равно стою на своем», «отстаиваю свое»: +2.
Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы от-
дельно в виде общей суммарной оценки каждого из четырех входящих в
нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до –8 или
может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количеством сфер.
Последовательность расположения сфер на горизонтальной оси может передаваться не в случайном порядке, а специальными тематическими
группами.
1. Тема представления о себе:
1) страх;
2) чувство вины;
3) отношение к себе.
2. Тема семейных отношений:
4) отношение к отцу;
5) отношение к матери;
6) отношение к семье.
3. Тема отношений со своим и противоположным полом:
7) отношение к мужчинам;
14
8) отношение к женщинам;
9) отношение к сексуальной жизни.
4. Тема отношений с другими людьми:
10) отношение к друзьям;
11) отношение к сотрудникам;
12) отношение к подчиненным;
13) отношение к начальству.
5. Тема временной перспективы:
14) отношение к прошлому;
15) отношение к будущему;
16) жизненные цели личности.
В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы и между отдельными темами. Так, по данным клинических исследований, высокие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются,
как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в будущем, отражающейся в низких положительных или высоких отрицательных
оценках соответствующей сферы.
- Глава 1. Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей 4
- Глава 2. Экспериментальное изучение личностно-эмоциональных особенностей у подростков разведенных родителей и подростков из полных семей 30
- Глава 3. Охрана труда и окружающей среды 64
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей
- 1.1 Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей
- 1.2 Развод как социально-психологическое явление
- 1.3 Психологические особенности детей разведенных родителей
- 1.4 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей
- Выводы к первому разделу
- Глава 2. Экспериментальное изучение личностно-эмоциональных особенностей у подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- 2.1 Организация и методы исследования
- 2.2 Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений в полных и не полных семьях.
- 2.3. Результаты исследования особенностей эмоциональных отношений в семьях разведенных родителей
- 2.4. Результаты исследования личностных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- 2.5 Результаты исследования сравнительного анализа подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- Выводы ко второму разделу
- Глава 3. Охрана труда и окружающей среды
- 3.1 Общие вопросы охраны труда и окружающей среды
- 3.5 Техника безопасности
- 3.7 Охрана окружающей среды
- Литература
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5