logo
ДИПЛОМ 5 проектирование

Приложение 5

Методика Психологическая автобиография» Е.Ю. Коржовой

«Психологическая автобиография» – это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций: наиболее важных событий в жизни человека. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое Я.

Испытуемого просят дать количественную оценку каждому событию. Данные вносятся в бланк обследования, включающий инструкцию: «Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, происходят сейчас, а так же которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиями, оценив радостные от +1 до +5, а грустные от -1 до -5».

Направленность методики на исследование жизненного пути позволяет отнести ее к методикам событийно - биографического подхода. Основной единицей анализа событийно – биографического подхода является событие.

Событие – это перемена в жизни; некоторое конкретное изменение происходящее мгновенно или достаточно быстро (Кроник А., Кроник Е.).

Значимое событие в семье – это событие, которое вносит качественное изменение в функционировании семьи. Оно затрачивает все системы функционирования в семье. История семьи – это цепь определенных событий, произошедших в семье (с членами семьи), ее жизненный путь. В семейном событии пребывают все члены семьи, причем каждый может воспринимать определенное событие по-своему, по-своему его оценивать, что может порождать несовпадения в субъективных картинах событийного пути семьи.

Задание заключается в следующем: испытуемому предлагается вспомнить и указать события, которые произошли в его жизни с момента знакомства со своим будущим супругом (либо с момента рождения – для детей) до настоящего времени, а также отметить события, которые как предполагает испытуемый, могут произойти в будущем. При этом количество событий исследователем не ограничивается. Испытуемому необходимо также оценить каждое событие (и состоявшееся, и ожидаемое) и указать его дату.

При чтении инструкции и в процессе выполнения задания со стороны испытуемого возможен вопрос: «Что такое событие?». Исследователь необходимо дать определение понятию «событие», не приводя конкретных примеров.

Основные параметры интерпретации данных:

1) Продуктивность восприятия образов жизненного пути.

Определяется по количеству названных событий (таблица № 1). Чем больше называется событий, тем выше продуктивность испытуемого.

Продуктивность характеризует богатство психологического времени, т.е. богатство и легкость актуализации образов прошлого и будущего, а также адекватность психического состояния и социальную адаптированность. Особенно важный признак – наличие ответов о будущих событиях (особенно грустных) и грустных событиях прошлого. Чем меньше таких ответов, тем большее беспокойство за будущее, в том числе и за будущее семьи.

2) Оценка событий. Определяется по «весу», которым наделяет испытуемый то или иное событие (таблица № 2).

Недостаточно учитывать только количество событий. Оценка событий позволяет определить значимость для личности данного события по сравнению с другими. Желательно учитывать два показателя – количество и «вес» событий.

3) Степень влияния.

Данный показатель конкретизирует предыдущие. По степени влияния на испытуемого принято выделять следующие группы событий (таблица № 3):

- события, оказывающие значительное влияние (4-5 баллов).

- события, оказывающие умеренное влияние (3 балла).

- события, оказывающие малое влияние (1-2 балла)

4) Среднее время ретроспекции и антиципации событий (таблица № 4).

Для получения показателя среднего времени ретроспекции следует суммировать время, прошедшее после каждого казанного факта, и разделить полученную сумму на общее количество событий прошлого. Среднее время антиципации: это суммарное время удаленности каждого события в будущее, деленное на общее количество событий будущего. 5) Содержание событий.

Наиболее важным для психолога является качественный (содержательный) анализ событий. Именно он дает возможность выявить, какие события жизненного пути переживаются (оцениваются) личностью как положительные или отрицательные, даже травмирующие. Согласно данной классификации для каждого события определяются тип и вид.

Типы событий:

1.Биологический (например: травма, рождение ребенка).

2.Личностно - психологический (например: выбор жизненного пути, события, связанные с проведением свободного времени).

3.Тип событий, относящихся к изменениям физической среды (например, землетрясение, полет).

4.Тип событий, относящихся к изменениям социальной среды (например: вступление в брак, продвижение по службе)

По виду события могут относится к следующим жизненным сферам:

1.Родительская семья.

2.Брак.

3.Дети.

4.Место жительства.

5.Здоровье.

6.«Я».

7.Общество.

8.Межличностные отношения (дружба, социальные отношения).

9.Материальное положение.

10.Учеба, повышение квалификации.

11.Работа.

12.Природа.

13.Столкновение с законом.

Работа со «смешанными» событиями.

Если одно и то же событие в процессе анализа можно отнести к двум видам одного типа, то условно относим к каждому из двух видов по «0,5 события»; к трем видам – к каждому из трех по «0,33 события»; к четырем – к каждому по «0,25 события».

Если то или иное событие встречается в протоколах всех членов семьи, то можно делать вывод, что это событие является значимым для обследуемой семьи в целом, более того, является событием совместного жизненного пути.

Таблицы обработки данных

Таблица №1

Количество событий

События

прошедшие

будущие

Σ

радостные

грустные

Σ

Таблица №2

Суммарный «вес» событий

События

прошедшие

будущие

Σ

радостные

грустные

Σ

Таблица №3

Количество событий, различающихся по силе воздействия

Воздействие

События

прошедшие

События будущие

Σ

значительное

умеренное

радостные

грустные

радостные

грустные

малое

Σ1

Σ2

Таблица №4

Среднее время антиципации и ретроспекции событий

События

прошедшие

будущие

радостные

грустные

Σ

Ф.И.О.

Возраст Образование

Стаж супружеской жизни

Дата выполнения задания

Перечислите наиболее важные события, которые в Вашей жизни, с момента знакомства с мужем (женой), а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) адостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные от –1 до –5. События прошлого, в отличие от событий будущего, оцените дважды: 1) первая оценка – ретроспективная (Р) – это то, как Вы оценивали событие в момент его свершения, 2) вторая оценка – актуальная (А) – это то, как Вы сейчас оцениваете событие. Отметьте на бланке примерные даты событий.

Бланк обследования по методике «Значимые события жизненного пути семьи»

События

Оценка

Р

Оценка

А

Дата

п

р

о

ш

е

д

ш

и

е

б

у

д

у

щ

и

е

117