Приложение 2
Тест «Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ)»
СМОЛ является адаптированным и стандартизированным вариантом психологического анкетного теста Mini=Mult, который представляет собой сокращенную форму опросника MMPI. Методика позволяет оценить уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению.
Тест состоит из 71 утверждения, относящихся к 11 шкалам: 8 - основных (1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9) и 3 дополнительных (L, F, K). Номера шкал СМОЛ совпадают с номерами соответствующих шкал MMPI. Каждая из основных шкал связана с определенным свойством личности. Подробное описание шкал и схемы интерпретации тестовых результатов излагается в специальных руководствах. На этапе предварительного тестирования используются только численные значения показателей СМОЛ.
Десять клинических шкал характеризуют в совокупности структуру личности испытуемого и особенности психопатологического синдрома. В методики представлены следующие клинические шкалы:
1 – шкала ипохондрии;
2 – шкала депрессии;
3 – шкала конверсионной истерии;
4 – шкала асоциальной психопатии;
6 – шкала паранойяльности;
7 – шкала психастении;
8 – шкала шизофрении;
9 – шкала гипомании.
Шкалы 1, 2, 3 – объединяются термином «невротическая триада», поскольку повышение профиля на этих шкалах обычно наблюдается при невротических расстройствах (подъем по шкалам определяется в Т-баллах, пределы относительной нормы для всех шкал от 40 до 60 Т.
Шкала L отражает стремление испытуемого выглядеть в более благоприятном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм. При L свыше 80 Т-баллов профиль представляется недостоверным.
Шкала F отражает степень недостоверности полученного результата, случайное или намеренное искажение результатов. При F свыше 80 Т-баллов результат также считается недостоверным.
Шкала К отражает стремление смягчить или скрыть психопатологические явления, а также степень интро- и экстравертированности испытуемого. С целью коррекции результат, полученный по шкале К, в определенных пропорциях прибавляется к результатам 1, 4, 7, 8 и 9 шкал.
Качество полученных тестовых результатов, возможность их использования для вынесения заключения, определяется в зависимости от величины оценок по дополнительным шкалам. При значениях оценки по шкале L выше 4 или по шкале F выше 6 - данные считаются недостоверными. В этих случаях проводится повторное обследование. При инструктаже обращают внимание испытуемого на необходимость более внимательной работы с опросником. Если и при повторном обследовании получен недостоверный результат, может быть принято решение о нецелесообразности дальнейшей работы с кандидатом.
Для проведения обследования необходимы: текст опросника, инструкция испытуемым, регистрационный бланк, "ключи" для обработки результатов (см.табл.).
Инструкция: " Вам предлагается тест, направленный на изучение Вашего характера. Прежде, чем приступить к выполнению теста, заполните паспортную часть регистрационного бланка в соответствии с имеющимися графами.
При выполнении теста требуется прочитать последовательно все тестовые утверждения, решая при этом: верно или неверно каждое данное утверждение по отношению к Вам. Не тратьте много времени на обдумывание утверждений. Наиболее точно отражают характер непосредственные реакции, ответы, которые первыми приходят в голову.
Регистрировать свои ответы необходимо следующим образом: если данное утверждение верно, зачеркните соответствующую этому утверждению клеточку в колонке "В"; если утверждение неверно - клеточку в колонке "Н".
Ответить надо на все утверждения. Некоторые из них, возможно, вызовут у Вас затруднения. Например, некоторые утверждения будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор.
При расшифровке результатов обследования ответы на каждый конкретный пункт опросника не рассматриваются, подсчитываются суммарные оценки, отражающие выраженность тех или иных качеств характера, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны".
Текст сокращенного многофакторного опросника для исследования личности (СМОЛ):
1. У Вас хороший аппетит.
2. По утрам Вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.
3. В Вашей повседневной жизни масса интересного.
4. Вы работаете с большим напряжением.
5. Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.
6. У Вас очень редко бывает запор.
7. Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома.
8. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
9. Временами Вас беспокоят тошнота и позывы на рвоту.
10. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
11. Иногда Вам хочется выругаться.
12. Каждую неделю Вам снятся кошмары.
13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству других людей.
14. С Вами происходили (или происходят) странные вещи.
15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против Вас.
16. В детстве Вы одно время совершали мелкие кражи.
17. Бывало, что по несколько дней, недель или месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.
18. У Вас прерывистый и беспокойный сон.
19. Когда Вы находитесь среди людей, Вам слышатся странные вещи.
20. Большинство знающих Вас людей не считают Вас неприятным человеком.
21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше Вашего.
22. Большинство людей довольно своей жизнью более, чем Вы.
23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.
24. Иногда Вы сердитесь.
25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.
26. Часто у Вас бывают подергивания в мышцах.
27. У Вас очень часто бывает чувство, как будто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее.
28. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
29. Некоторые так любят командовать, что Вам хочется все сделать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы.
30. Вы считаете, что против Вас что-то замышляют.
31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным способом.
32. Вас часто беспокоит желудок.
33. Часто Вы не можете понять, почему накануне Вы были в плохом настроении и раздражены.
34. Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать.
35. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства Ваших знакомых.
36. Временами Вы уверены в собственной бесполезности.
37. В последние годы Ваше самочувствие в основном было хорошим.
38. У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.
39. Вы считаете, что Вас часто незаслуженно наказывали.
40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.
41. Вам безразлично, что думают о Вас другие.
42. С памятью у Вас все благополучно.
43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым Вы только что познакомились.
44. Большую часть времени Вы чувствуете общую слабость.
45. У Вас редко болит голова.
46. Иногда Вам бывало трудно сохранять равновесие во время ходьбы.
47. Не все Ваши знакомые Вам нравятся.
48. Есть люди, которые пытаются украсть Ваши идеи и мысли.
49. Вы считаете, что Вы слишком застенчивы.
50. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.
51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.
52. Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств.
53. Иногда Вы немного сплетничаете.
54. Временами Вы чувствуете, что Вам необыкновенно легко принимать решения.
55. У Вас бывает сильное сердцебиение, и Вы часто задыхаетесь.
56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.
57. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.
58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам.
59. Ваша судьба никого особенно не интересует.
60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.
61. Иногда Вы полны энергии.
62. За последнее время у Вас ухудшилось зрение.
63. Часто у Вас звенит или шумит в ушах.
64. В Вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда Вы чувствовали, что на Вас кто-то действует гипнозом.
65. У Вас бывают периоды, во время которых Вы необычно веселы без особой причины.
66. Даже находясь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко.
67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.
68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.
69. Временами Ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.
70. Вы часто разочаровываетесь в людях.
71. Вы злоупотребляли спиртными напитками.
Фрагмент регистрационного бланка
Дата_________ Фамилия,инициалы_________________________
| Верно | Неверно |
| Верно | Неверно |
| Верно | Неверно |
| Верно | Неверно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица "Ключи" для обработки результатов обследования
Шкалы | Ответы | ¹ № вопроса |
L | Неверно (Н) | 5,11,24,47,58 |
F | Н | 22,24,61 |
| Верно (В) | 9,12,15,19,30,38,48,49,58,59,64,71 |
К | Н | 11,23,31,33,34,36,40,41,43,51,56, 61,65,67,69,70 |
1 | Н | 1,2,6,37,45 |
(Hs) | В | 9,18,26,32,44,46,55,62,63 |
2 | Н | 1,3,6,11,28,37,40,42,60,65,61 |
(D) | В | 9,13,11,18,22,25,36,44 |
3 | Н | 1,2,3,11,23,28,29,31,33,35,37,40,41,43,45,50,56 |
{Hу) | В | 9,13,18,26,44,46,55,57,62 |
4 | Н | 3,28,34,35,41,43,50,65 |
(Pd) | В | 7,10,13,14,15,16,22,27,52,58,71 |
6 | Н | 28,29,31,67 |
(Ра) | В | 5,8,10,15,30,39,63,64,66,68 |
7 | Н | 2,3,42 |
(Pt) | В | 5,8,13,17,22,25,27,36,44,51,57,66,68 |
8 | Н | 3,42 |
(Se) | В | 5,7,8,10,13,14,15,16,17,26,30,38,39,46,57,63,64,66 |
9 | Н | 43 |
(Ma) | В | 4,7,8,21,29,34,38,39,54,57,60 |
Обработка результатов осуществляется с помощью накладных "ключей", выполненных на прозрачной пленке. Подсчитывается количество ответов испытуемого, совпавших с "ключом" по каждой из используемых шкал опросника.
Качество полученных тестовых результатов, возможность их использования для вынесения заключения, определяется в зависимости от величины оценок по дополнительным шкалам. При значениях оценки по шкале L выше 4 или по шкале F выше 6 - данные считаются недостоверными. В этих случаях проводится повторное обследование. При инструктаже обращают внимание испытуемого на необходимость более внимательной работы с опросником. Если и при повторном обследовании получен недостоверный результат, может быть принято решение о нецелесообразности дальнейшей работы с кандидатом.
- Глава 1. Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей 4
- Глава 2. Экспериментальное изучение личностно-эмоциональных особенностей у подростков разведенных родителей и подростков из полных семей 30
- Глава 3. Охрана труда и окружающей среды 64
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей
- 1.1 Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей
- 1.2 Развод как социально-психологическое явление
- 1.3 Психологические особенности детей разведенных родителей
- 1.4 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей
- Выводы к первому разделу
- Глава 2. Экспериментальное изучение личностно-эмоциональных особенностей у подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- 2.1 Организация и методы исследования
- 2.2 Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений в полных и не полных семьях.
- 2.3. Результаты исследования особенностей эмоциональных отношений в семьях разведенных родителей
- 2.4. Результаты исследования личностных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- 2.5 Результаты исследования сравнительного анализа подростков разведенных родителей и подростков из полных семей
- Выводы ко второму разделу
- Глава 3. Охрана труда и окружающей среды
- 3.1 Общие вопросы охраны труда и окружающей среды
- 3.5 Техника безопасности
- 3.7 Охрана окружающей среды
- Литература
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
- Приложение 5