logo
ДИПЛОМ 5 проектирование

Введение

В современных условиях социально-экономического развития общества семьи, в традиционном понимании, теряет свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране. Развод оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Больше всего дети боятся, что они не смогут больше общаться с отцом или матерью, с бабушкой или дедушкой, с родственниками и друзьями, к которым они привыкли с младенчества. Дети опасаются грядущих изменений в их жизни. Ведь им, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Например, переезд на новое место жительства – это большой стресс и для взрослого человека.

Споры и напряженность в отношениях родителей приводят к тому, что дети начинают чувствовать свою вину за происходящее в доме. А попытки каждого из взрослых привлечь детей на свою сторону ведут к тому, что дети перестают доверять обоим родителям и чувствуют себя полностью одинокими.

Актуальность изучения проблемы распада семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют свою специфику и отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую.

Раттер М. отмечает, что эти условия жизни ребенка будут отражаться ни особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя нескольких лет после расторжения брака, остается открытым. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в неполной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.

Цель: выявление личностно-эмоциональных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей.

Объект исследования: подростки разведенных родителей и подростки из полных семей.

Предмет исследования: личностно-эмоциональные особенности подростков разведенных родителей и подростков из полных семей.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Сделать анализ психологической литературы, посвященной проблемам исследования распада семьи на формирование личностно-эмоциональных особенностей подростков.

2. Изучение особенностей детско-родительских отношений в полных и не полных семьях.

3. Выявить особенности эмоциональных отношений в семьях разведенных родителей.

4. Изучение личностных особенностей подростков в семьях разведенных родителей.

5. Выполнить сравнительную характеристику личностно-эмоциональных особенностей подростков разведенных родителей и подростков из полных семей.