logo
ДИПЛОМ 5 проектирование

Приложение 3

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

(ВассерманЛ.И.,)

Методика «Подростки о родителях» помогает изучать установки, поведение и тактику воспитания родителей так, как это видят и понимают их дети в подростковом и юношеском возрасте. В результатах методики, моделирующей определенные «воспитательные» ситуации, проявляются субъективное понимание и отношенение подростков к гипотетической практике принятия родителями воспитательных решений, или, иначе говоря, создается образ, который складывается в восприятии подростка относительно этих отношений и воспитательной практики под влиянием осознаваемых и неосозноваемых факторов. Основой методики является опросник CRPBI, который создал E. Schaefer (1965). Версия CRPBI легла в основу создания разработанной в 1983г. словацкой методики ADOR, которая оказалась короче, проще и психометрически надежнее. В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики был осуществлен перевод словацкой версии и разработан модифицированный русскоязычный вариант, который был назван «Подростки о родителях».

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция: «Просим Вас оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных ниже положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы Вашего отца (или матери), то в оценочном бланке поставьте цифру «2».Если данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), то ставьте цифру «1». Если утверждение не относится к Вашему отцу (или матери),то ставьте цифру «0».

Текст опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним».

Мой отец (моя мать)

  1. Очень часто улыбается мне.

  2. Категорически требует, чтобы я усвоил(а), что могу делать, а что нет.

  3. Недостаточно терпелив(а) по отношению ко мне.

  4. Когда я ухожу, сам(а) решает , когда я должен (должна) вернуться.

  5. Всегда быстро забывает то, что сам(а) говорит или приказывает.

  6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться.

  7. Считает, что для меня должно существовать много правил, которые я обязан(а) выполнять.

  8. Постоянно на меня кому-то жалуется.

  9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо.

  10. За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает.

  11. Очень любит делать что-нибудь вместе.

  12. Если поручает мне какую-нибудь работу, то считает, что я должен (должна) делать только ее, пока не закончу.

  13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал(а).

  14. Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него (нее) разрешения.

  15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел.

  16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня.

  17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен (должна) быть наказан(а).

  18. Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу.

  19. Если бы мне захотелось, то я мог(ла) бы идти, куда захочу, каждый вечер.

  20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет.

  21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения.

  22. Следит за тем, чтобы я всегда делал(а) то, что мне сказано.

  23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему(ее) противен,

  24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится.

  25. Меняет свои решения так, как придет в голову или как ему (ей) будет удобно.

  26. Часто хвалит меня за что-либо.

  27. Всегда точно хочет знать, что я делаю.

  28. Хотел(а) бы , чтобы я стал (а) другим (другой), изменился.

  29. Позволяет мне самому (самой) выбирать себе дело по душе.

  30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет.

  31. Старается открыто доказать, что любит меня.

  32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе.

  33. Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом.

  34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя».

  35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что- нибудь плохое или хорошее.

  36. Считает, что я должен (должна) иметь собственное мнение по каждому вопросу.

  37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею.

  38. Когда его (ее) чем-то расстрою, не будет со мной говорить, пока я не начну.

  39. Всегда легко меня прощает.

  40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало.

  41. Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо.

  42. Постоянно указывает мне, как себя вести.

  43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит.

  44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию.

  45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым (доброй) и признательным (признательной).

  46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил(а).

  47. Часто проверяет, все ли я убрал(а), как было велено.

  48. Чувствую, что он(она) пренебрегает мною.

  49. Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он (она) туда не вмешивается.

  50. Очень тяжело разобраться в его (ее) желаниях и указаниях.

После заполнения бланка, все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма баллов в соответствии с ключом:

Шкала Позитивного интереса: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46.

Шкала Директивности: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47.

Шкала Враждебности: 3, 8, 13, 23, 28, 33, 38, 43, 48.

Шкала Автономности: 4, 9, 14, 19,24, 29, 34,39, 44, 49.

Шкала Непоследовательности: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.