logo search
psihologia

22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.

Действие –осн. единица анализа деят-ти, - процесс, направленный на реализацию цели. 1) действие содержит как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии;2) действие - одновременно акт поведения, но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели — скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность; 3) через понятие действия утверждается принцип активности, противоставляемый принципу реактивности: в субъекте предполагается активное начало — в форме цели;4) понятие действия «выводит» деят-ть чел-ка в предметный и соц-ый мир, ибо цель действия может быть любой, а не только чисто биологической, но и социальной. Выделяют три последовательные стадии инициации действия:1 - активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутр. состояния чел-ка с внеш. объектами или ситуациями;2 - обработка мозгом инфор-и, поступающей от организма и внеш. мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. Обработка инфо-ии выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или поведении инстинктивном. При сложных процессах научения , при сознательном принятии решений в этом участвуют памятьи мышление;3 - собственно инициация Д. По своей структуре Д. всегда реализуется опосредствованно. В кач-ве сре-тв могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы , применяя кот-е, субъект овладевает действием, превращает его в «личностное», принадлежащее ему самому.Каждое Д. имеет свою психо-ую структуру:- цель действия;- мотивы;- операции;- психические акты;- конечный результат. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Ориентировочные Д. - это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Ориентировочные Д. бывают двух видов: теоретические и практические. Исполнительские Д. всегда начинаются после теорет-й ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных действий по осуществлению общей цели деятельности. Завершающие Д. сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. По способу функционирования Д. явл-ся произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонент различаются Д. волевые и импульсивные. Д., сформированное путем повторения, характерное высокой степенью "освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля называют навыком. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные. Д. становится индивидуальным, когда его нельзя отнести к конвенциональным ни на стадии целеполагания, ни на стадии его осуществления. . Индивидуальным Д. явл-я: - когда ни влияние, ни принуждение, ни отрицательные последствия не могут заставить человека отклониться от избранного курса;- когда человек, столкнувшись с привычной для него ситуацией, ведет себя в ней иначе, нежели раньше;- -когда действие само по себе оказывается противоречивым;- когда человек в различных ситуациях ведет себя не нормативно-различно, как другие, а одинаково.