logo search
meditsinskaya_psikhologia_otvety_k_ekzamenu

16. Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением.

Социально-психологические факторы играют важную роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Среди социально-психологических факторов на первое место выдвигается семейная дезорганизация. Подчеркивается значение утраты родителей, особенно в возрасте до 12 лет, распад семьи вследствие развода. Отец в семье вообще часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери.

Обращается также внимание на школьные проблемы, на роль дезадаптации в учебе и труде, особенно у мальчиков, на утрату контактов с товарищами.

Эти проблемы часто возникают у подростков, у которых невысокий интеллект сочетается с выраженной сенситивностью.

Сексуальные проблемы обычно бывают дополнены другими, не менее важными факторами дезадаптации. Разрыв с возлюбленными толкает на суицидные попытки, если этот разрыв сочетается с унижением чувства собственного достоинства или если имелась чрезвычайно сильная эмоциональная привязанность, встречающаяся у подростков из разбитых семей или у эмоционально-лабильных подростков, которые в родительской семье ощущали эмоциональное отвержение. Стыд из-за обнаружившейся беременности, импотенции, страх стать гомосексуалистом гомосексуальная паника также может толкнуть на суицидную попытку. Суициды у подростков 11 -16 лет, выросших без отца, чрезмерно привязанных к матери, чаще связаны с проблемами, обусловленными половым созреванием. В возрасте 16-19 лет больше встречается выходцев из полных семей, но в которых не было хорошего контакта. Трудности этих подростков более сопряжены с социальной адаптацией, отсутствием близкого человека, который мог бы послужить им моральной опорой. По мнению Л. Я. Жезловой, семейные проблемы более значимы в препубертатном, а сексуальные и любовные — в пубертатном возрасте. У мальчиков развязывающим фактором для суицидального поведения может послужить алкогольное опьянение.