33 Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии:
Проблема локализации ВПФ, или проблема мозг и психика, относится к числу важнейших проблем современного естествознания. Она принадлежит к числу междисциплинарных проблем, которые разрабатываются целым рядом дисциплин: нейроанатомией, нейрофизиологией, неврологией и др. Нейропсихология изучает эту проблему со своих позиций, исследуя особенности нарушений психических процессов преимущественно у больных с локальными поражениями мозга. Данная проблема всегда была предметом острой борьбы между идеалистическими и материалистическими взглядами. Нейропсихология является одним из разделов клинической психологии, одна из главных задач которой — установление локализации очаговых поражений головного мозга. Нейропсихология — основа современной психофизиологии, соотносящая психические явления с физиологическими процессами мозговых структур. Западная нейропсихология, как и психология в целом, выросла и сформировалась на тестологии. Для постановки того или иного диагноза проводится обследование по ряду тестов. Количественные показатели выполнения тестовых заданий сравниваются со статистическими нормами, и на основании этого сопоставления ставится диагноз. В любой западной клинике, где проводится нейропсихологическое обследование, используется жёсткий набор тестовых методик, обследование по которым проводится от А до Я. После обследования все количественные данные по набору методик выписываются и сопоставляются с локализацией поражения. На основании такого количественного сопоставления и делается вывод о том, как связана конкретная структура мозга с нарушением той или иной психической функции. Отечественная нейропсихология исходит из другого принципа: принципа качественного анализа наблюдаемого дефекта, симптома. Сначала выясняется, что, как, и почему оказалось нарушенным. А когда это выяснено, уже можно давать количественную оценку. Количественная оценка в данном случае характеризует степень выраженности дефекта. Нейропсихологическое обследование в отечественной нейропсихологии — это не строгое следование набору методик, а творческая, индивидуальная работа с каждым больным. А.Р. Лурия считается основателем современной нейропсихологии на территории постсоветских держав. Изучая, как соотносится мозг и психика человека, он сделал предположение, что нейропсихологические факторы являются основой нейропсихологических синдромов. Он выделил 3 уровня, на которых основан анализ нейропсихологических факторов:
1 морфологический определяет мозговые структуры, повреждение которых служит причиной определённых синдромов
2 физиологическо-функциональный определяет в каких структурах и образованиях происходят и объединяются в единую функциональную систему те или иные физиологические процессы, ответственные за психическую функцию
3 психологический определяет роль данного фактора при осуществлении определённой психической функции.
Концепция взаимосвязи мозга и психики: в работах Лурия, Хомской, Адрианова, Цветковой, Бехтеревой Н.П. и др. суммируются основные принципы строения и работы мозга. Благодаря этим исследованиям в мозговой организации можно выявить как общие принципы строения и функционирования, характерные для всех макросистем, так и динамически изменяющиеся индивидуальные особенности этих систем.
Лурия выделяет следующие принципы эволюции и строения мозга как органа психики:
- принцип эволюционного развития, заключающийся в том, что на различных этапах эволюции отношения организма со средой и его поведение регулировались различными аппаратами НС и мозг человека представляет собой продукт длительного эволюционного развития
- принцип сохранности древних структур, предполагающий, что прежние аппараты мозга сохраняются, уступая ведущее место новым образованиям и приобретая новую роль. Они всё больше становятся аппаратами, обеспечивающими фон поведения
- принцип вертикального строения функциональных систем мозга, означающий, что каждая форма поведения обеспечивается совместной работой разных уровней нервного аппарата, связанных между собой как восходящими, так и нисходящими связями, превращающими мозг в саморегулирующуюся систему
- принцип иерархического взаимодействия разных систем мозга, согласно которому возбуждение, возникающее в периферических органах чувств, сначала приходит в первичные проекционные зоны, затем распространяется на вторичные зоны коры, которые играют интегрирующую роль, объединяя соматотопические проекции возникших на периферии возбуждений в сложные функциональные системы. Данный принцип по сути обеспечивает интегративную деятельность мозга
- принцип соматотопической организации первичных зон мозговой коры, по которому каждому участку тела соответствуют строго определённые пункты коры больших полушарий точка в точку
- принцип функциональной организации коры, отражающий взаимосвязь роли функции и её проекции в коре больших полушарий мозга: чем большее значение имеет та или иная функциональная система, тем большую площадь занимает её проекция в первичных отделах коры головного мозга. Иллюстрацией данного принципа являются схемы Пенфилда
- принцип прогрессивной кортиколизации, суть которого в том, что чем выше на эволюционной лестнице стоит животное, тем в большей степени его поведение регулируется корой и тем больше возрастает дифференцированный характер этих регуляций.
Лурия указывал, что и формирование психической деятельности человека идёт от более простых к более сложным, опосредованным формам.
О.С. Адрианов, дополняя и развивая науку о мозге, сформулировал 2 принципа:
1 принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных путей проведения возбуждения, что даёт возможности для различных типов переработки афферентных сигналов
2 принцип иерархического соподчинения различных систем мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой системы и становится возможным управление одного уровня иерархии другим.
Е.Д. Хомская, опираясь на современные представления об основных принципах организации мозга как субстрата психики, обосновывает 2 основных принципа теории локализации высших психических функций:
- принцип системной локализации функций каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга
- принцип динамической локализации функций каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни.
Выделенные выше главные принципы структурно-функциональной организации мозга сформулированы на основе анализа нейроанатомических данных.
- 1.Психиатрическая классификация нарушений психического развития.
- 2.Психологическая классификация нарушений психического развития.
- 3. Понятие задержки психического развития, виды задержек
- 4. Умственная отсталость
- 5. Структура патопсихологического синдрома при задержке развития и при умственной отсталости
- 6. Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме рда
- 7. Разновидности рда
- 8. Психологические концепции раннего детского аутизма
- 9. Психологическая помощь детям с рда и членам их семей.
- 10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности
- 11. Принципы и методы кризисного вмешательства
- 12. Работа психолога на телефоне экстренной психологической помощи:
- 13. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис
- 14. Разновидности суицидального поведения.
- 15. Типология суицидентов
- 16. Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением.
- 17. Диагностика суицидальных намерений
- 18. Определение степени суицидального риска
- 19. Профилактика суицидального поведения
- 20. Предмет и задачи психосоматики
- 21. Основные теоретические подходы к психосоматике психодинамический
- 22. Основные теоретические подходы к психосоматике когнитивно-бихевиоральный
- 23. Основные теоретические подходы к психосоматике социальный
- 24. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах
- 25. Различные подходы к определению и классификации психосоматических расстройств
- 26. Соматоформные расстройства
- 27. Психосоматические заболевания
- 28. Нарушение пищевого поведения нервная анорексия
- 29. Нарушение пищевого поведения нервная булемия
- 30. Синдром Мюнхгаузена и другие искусственно-демонстративные расстройства
- 31 Психологическая диагностика в случае психосоматических расстройств:
- 32 Психотерапия в случае психосоматических расстройств:
- 33 Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии:
- 34 Функциональные блоки мозга:
- 35 Синдромный подход в нейропсихологии:
- 36 Понятие фактора в нейропсихологии:
- 37 Нейропсихологические синдромы при поражениях коры и подкорковых структур мозга:
- 38 Принципы и методы нейропсихологической диагностики:
- 39. Нейропсихологические исследования в психиатрии.
- 40. Нейропсихологическая реабилитация.
- 41. Задачи судебно-психологической экспертизы.
- 42. Участие клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
- 43. Определение физиологического аффекта фа
- 44. Задачи и методы экспертизы свидетелей
- 45. Определение способности потерпевшего осознавать и правильно интерпретировать значение совершенных с ним действий.
- 46. Определение психических состояний, мешающих адекватному исполнению профессиональных обязанностей
- 47. Психологическая экспертиза по делам о самоубийстве
- 48. Составление заключений по данным судебно-психологической экспертизы
- 49. Цели и задачи психологической реабилитации
- 51. Отличие реабилитационной диагностики от патопсихологического исследования
- 52.Реабилитация психических больных
- 53. Реабилитация после соматического заболевания.
- 54. Реабилитация больных с поражениями головного мозга инсульты, чмт, интоксикации, нейроинфекции, операции проводится по четырем основным направлениям.
- 55 Повышение самостоятельности и ответственности больных как важный принцип реабилитации
- 56 Демократизация отношений в клинике как основное условие реабилитации
- 57.Применение методов психотерапии в реабилитации
- 58 Трудотерапия
- 59 Основные психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента
- 60.Основные модели построения взаимоотношений врач-больной
- 61 Факторы удовлетворенности качеством медицинской помощи
- 62 Субъективная концепция болезни как фактор, определяющий поведение пациента
- 63 Понимание субъективных концепций болезни различными учеными.
- 64 Исследование внутренней картины болезни р. А. Лурия, в.В. Николаева, а.В. Квасенко, ю.Г. Зубарев.
- 65 Социальные представления о здоровье и болезни к. Херцлих.
- 66 Когнитивные репрезентации болезни и здоровья г. Левенталь, с. Бишоп, ш. Тэйлор, к. Петри.
- 67 Исследование субъективной картины болезни методами нарративной психологии а. Клейнман.
- 68 Этапы формирования субъективной картины болезни.
- 69 Функции субъективной картины болезни.
- 70 Различие субъективной и медицинской картины болезни