logo
meditsinskaya_psikhologia_otvety_k_ekzamenu

67 Исследование субъективной картины болезни методами нарративной психологии а. Клейнман.

Клейнман различает болезнь как сферу субъективных или даже коллективных, если иметь в виду семью больного, его окружение реакций на появившиеся симптомы, сфера их оценок, переживаний, это сама жизнь больного в условиях нарушения функций и ограничения возможностей и как патологию.

А. Клейнман говорит о том, что с точки зрения антропологии и клинической медицины у болезни много значений. Опыт болезни включает множество значений, реальных и потенциальных проявляющихся не сразу, изменчивых под влиянием изменений обстоятельств. Понимание важности субъективных значений болезни всегда происходит внутри взаимоотношений: супруги, дети, друзья, те, кто осуществляют уход, сам пациент. В процессе длительного заболевания все они осознают, что значение болезни, которым наделяет его больной человек, может способствовать лечению или затруднять его, усугубить или облегчить симптомы.

По мнению Клейнмана, изучение субъективных смыслов болезни сделает лечение более эффективным. Терапевт должен запрашивать у пациента и его семьи истории заболевания и их выслушивать, проводить небольшие этнографические исследования изменяющегося фона хронической болезни, проводить беседы, краткие сеансы медицинской психотерапии.

Американский ученый уточняет, что о значении болезни можно говорить в четырех различных контекстах. Первый контекст: обычно под значением болезни понимают ее симптом, знак, например, нарушение тех или иных функций или недомогание. Это считается естественным значением болезни. Однако, утверждает Клейнман, подобная естественность обманчива — значения симптомов формируются в локальных культурных системах и там приобретают видимость естественных. В каждой культуре есть свои обозначения одних и тех же симптомов, например, головной боли. В этих обозначениях упакованы нормативные культурные представления о теле, личности, отношениях людей.

Второй контекст значимости болезни — это ее культурный смысл. Речь идет о группе тех симптомов и категорий болезней, которые стали символом той или иной эпохи и культуры, вобрав в себя ее смыслы. Например, проказа, Черная смерть бубонная чума значили совершенно определенные вещи в общественном сознании той эпохи. Сегодня эти болезни потеряли прежний смысл, как, например, безумие, которое из сакрального феномена трансформировалось в чисто медицинскую проблему. Но появились и новые болезни, ставшие настоящими социальными и культурными символами нашего времени — рак, СПИД, болезни сердца, новые фобии, тревога, гипертония и т. д. Третий контекст — самый важный. Речь идет о том значении болезни, которое интегрировано в жизненный мир конкретного человека, в сеть его интерсубъективных связей, пронизано его биографическими сюжетами. Четвертый контекст значимости болезни — это те ее значения, которые клиницисты извлекают из самоописаний и самоинтерпретаций пациентов