logo
meditsinskaya_psikhologia_otvety_k_ekzamenu

6. Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме рда

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

-недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими

-отгороженность от внешнего мира

-слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним аффективная блокада

- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы.

Нередко таких детей считают агрессивными: когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его, как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой или неживой объект

-недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальматологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущиеся нам слабая реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тикание часов, шум бытовых приборов, капание воды из водопроводного крана

-приверженность к сохранению неизменности окружающего феномен тождества по L. Kanner. Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что маленький Митя сосал импортную соску бебимикс. Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной соской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами

-неофобии боязнь всего нового проявляются у детейаутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь

-однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движения вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плеч и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.

-речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм полная утрата речи, у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, который проявляется в избирательном отношении к определенным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова. Весьма характерным при РДА является зрительное поведение, что проявляется в непереносимости взгляда в глаза, бегающий взгляд или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения. Например, от ребенкааутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет, и поэтому многие родители и педагоги отмечают, что ребенок видит предметы затылком или сквозь стенку.