23. Основные теоретические подходы к психосоматике социальный
К социальным теориям возникновения заболеваний можно отнести
Семейную системную терапию Бейтсона, Минухина, Олсон Хейли. Согласно этой теории дисгармоничные дисфункциональные семьи — ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого слабого члена семьи чаще — ребенка, и у него возникает какое- либо заболевание соматическое, психосоматическое или психическое расстройство. Он становится носителем симптома, который позволяет удерживать старые взаимоотношения между членами семьи.
Модель отказа от веры в будущее Джоржа Энгеля и Артура Шмале 1967, признавая генетическую предрасположенность к заболеванию, утверждает символическое обусловливание места возникновения нарушения. Например, экзема и другие кожные заболевания рассматриваются как символическое отражение нарушения межличностных контактов, прежде всего с матерью на первом году жизни, ослабление иммунной системы объясняется психологическим отказом от будущего, потерей веры и оптимизма. В психогенезе психосоматических заболеваний авторы видят патологический комплекс прекращаемый, бросаемый и прекращенный, брошенный. Указанные комплексы определяют такие аффективные состояния как беспомощность, безнадежность, отчаяние, горе, печаль, чувство невосполнимой потери. Динамика развития психосоматического расстройства потеря или угроза потери объекта привязанности — депрессия — снижение Я иммунной защиты определяет направленность психотерапии. В рамках данной концепции помимо психоаналитической проработки воссозданной истории потери возможен, по-видимому, подход с использованием приемов позитивной психотерапии, имеющей отчетливую антипораженческую направленность. Кроме того, применительно к детям и подросткам имеется больше, чем во взрослой клинике, возможностей реальной эмоциональной замены в лице значимого взрослого, изживания конфликта в результате радикальных изменений условий жизни и воспитания, компенсации негативных эмоций в процессе терапии радостью, дезактуализации психогенного опьпа при рассмотрении его с более взрослой позиции освоенной зоны ближайшего развития.
Модель борьбы за свое тело Петера Куггера опирается на механизмы нарушения коммуникации психосоматического больного со своим телом. Недостаточная любовь к своему телу обусловливает игнорирование его сигналов об утомлении и внутреннем истощении. Последнее особенно характерно для некоторых больных, перенесших инфаркт миокарда. Это может быть обусловлено длительным сохранением симбиотической привязанности к своему ребенку со стороны доминирующей матери, не дающей ему возможности постепенно овладеть собственным телесным пространством. В противоположном случае имеет место дефицит любви и внимания к ребенку, который не в состоянии полюбить себя и свое тело. Естественный путь к восстановлению корпорально-личностных коммуникаций ребенка — позитивный регресс к невербальному, телесному контакту с родителями в процессе терапевтически мотивированных процедур типа материнского и отцовского массажа .
Модель исходного базисного нарушения Михаила Балинта объясняет происхождение психосоматических расстройств повышенной лабильностью самовосприятия, что обусловливает потребность в постоянной поддержке и защите со стороны другого человека. Это порождает постоянную боязнь проявить открыто собственную агрессию, способную лишить человека этого обеспечения его целостности В связи с этим приходится решать неизбежные эмоциональные конфликты на уровне собственного тела, что при дефиците способности к психическим, символическим и вербальным представлениям агрессивных чувств вовне приводит к самоедству. В этологии такое смещение адресата эмоционального реагирования обозначается как переадресованная на себя агрессия. Психотерапия психосоматических расстройств при данном механизме их психогенеза направлена на преодоление излишней симбиотической зависимости от матери и проработку нарциссических сепарационных конфликтов.
Концепции профиля личности. Существует определенная корреляция между отдельными психосоматическими заболеваниями и специфическими профилями личности. Выделяют коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к травматизации типы личности.
- 1.Психиатрическая классификация нарушений психического развития.
- 2.Психологическая классификация нарушений психического развития.
- 3. Понятие задержки психического развития, виды задержек
- 4. Умственная отсталость
- 5. Структура патопсихологического синдрома при задержке развития и при умственной отсталости
- 6. Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме рда
- 7. Разновидности рда
- 8. Психологические концепции раннего детского аутизма
- 9. Психологическая помощь детям с рда и членам их семей.
- 10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности
- 11. Принципы и методы кризисного вмешательства
- 12. Работа психолога на телефоне экстренной психологической помощи:
- 13. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис
- 14. Разновидности суицидального поведения.
- 15. Типология суицидентов
- 16. Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением.
- 17. Диагностика суицидальных намерений
- 18. Определение степени суицидального риска
- 19. Профилактика суицидального поведения
- 20. Предмет и задачи психосоматики
- 21. Основные теоретические подходы к психосоматике психодинамический
- 22. Основные теоретические подходы к психосоматике когнитивно-бихевиоральный
- 23. Основные теоретические подходы к психосоматике социальный
- 24. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах
- 25. Различные подходы к определению и классификации психосоматических расстройств
- 26. Соматоформные расстройства
- 27. Психосоматические заболевания
- 28. Нарушение пищевого поведения нервная анорексия
- 29. Нарушение пищевого поведения нервная булемия
- 30. Синдром Мюнхгаузена и другие искусственно-демонстративные расстройства
- 31 Психологическая диагностика в случае психосоматических расстройств:
- 32 Психотерапия в случае психосоматических расстройств:
- 33 Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии:
- 34 Функциональные блоки мозга:
- 35 Синдромный подход в нейропсихологии:
- 36 Понятие фактора в нейропсихологии:
- 37 Нейропсихологические синдромы при поражениях коры и подкорковых структур мозга:
- 38 Принципы и методы нейропсихологической диагностики:
- 39. Нейропсихологические исследования в психиатрии.
- 40. Нейропсихологическая реабилитация.
- 41. Задачи судебно-психологической экспертизы.
- 42. Участие клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
- 43. Определение физиологического аффекта фа
- 44. Задачи и методы экспертизы свидетелей
- 45. Определение способности потерпевшего осознавать и правильно интерпретировать значение совершенных с ним действий.
- 46. Определение психических состояний, мешающих адекватному исполнению профессиональных обязанностей
- 47. Психологическая экспертиза по делам о самоубийстве
- 48. Составление заключений по данным судебно-психологической экспертизы
- 49. Цели и задачи психологической реабилитации
- 51. Отличие реабилитационной диагностики от патопсихологического исследования
- 52.Реабилитация психических больных
- 53. Реабилитация после соматического заболевания.
- 54. Реабилитация больных с поражениями головного мозга инсульты, чмт, интоксикации, нейроинфекции, операции проводится по четырем основным направлениям.
- 55 Повышение самостоятельности и ответственности больных как важный принцип реабилитации
- 56 Демократизация отношений в клинике как основное условие реабилитации
- 57.Применение методов психотерапии в реабилитации
- 58 Трудотерапия
- 59 Основные психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента
- 60.Основные модели построения взаимоотношений врач-больной
- 61 Факторы удовлетворенности качеством медицинской помощи
- 62 Субъективная концепция болезни как фактор, определяющий поведение пациента
- 63 Понимание субъективных концепций болезни различными учеными.
- 64 Исследование внутренней картины болезни р. А. Лурия, в.В. Николаева, а.В. Квасенко, ю.Г. Зубарев.
- 65 Социальные представления о здоровье и болезни к. Херцлих.
- 66 Когнитивные репрезентации болезни и здоровья г. Левенталь, с. Бишоп, ш. Тэйлор, к. Петри.
- 67 Исследование субъективной картины болезни методами нарративной психологии а. Клейнман.
- 68 Этапы формирования субъективной картины болезни.
- 69 Функции субъективной картины болезни.
- 70 Различие субъективной и медицинской картины болезни