39. Нейропсихологические исследования в психиатрии.
Отечественная нейропсихология сформировалась как самостоятельная наука под воздействием потребностей практики — необходимости диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушенных психических функций.
Уже первые нейропсихологические исследования, которые проводились в нашей стране Л.С.Выготским и А.Р.Лурия в конце 20-х и начале 30-х годов в Клинике нервных болезней им. Г.И.Россолимо в Москве и в клиниках Украинского психоневрологического института в Харькове, были направлены на изучение не только структуры нарушений психических процессов у больных, страдающих паркинсонизмом и речевыми расстройствами афазией, но и на выяснение путей компенсации этих нарушений.
Эти исследования показали, что у больных с афазией частное речевое расстройство ведет к сложным системным изменениям многих психических функций, а у больных с паркинсонизмом распад относительно элементарного уровня организации движений может быть скомпенсирован в определенной мере путем включения сложно опосредованного речевого и смыслового уровней организации движения. Таким образом, было установлено, что высшие психические функции могут нарушаться на разных уровнях и что существуют два основных типа нарушений психической деятельности: один, при котором нарушение относительно элементарных уровней может быть скомпенсировано включением высших форм организации психической деятельности, связанных с речью; другой, когда нарушаются сами высшие формы организации психических процессов и системно с ними связанные более элементарные. Это положение впоследствии вошло в концепцию восстановления высших психических функций, разработанную А.Р.Лурия и его учениками.
В годы Великой Отечественной войны практические задачи, вставшие перед нейропсихологией возросли. Возникла настоятельная необходимость в окончательной разработке нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и нейропсихологических принципов восстановления нарушенных психических функций. В эти годы большой коллектив психологов под руководством А.Р.Лурия занимался изучением очаговых поражений мозга и методов восстановления нарушенных функций речевых, двигательных и др.. Этому периоду работы отечественных психологов посвящен ряд публикаций: Методика восстановительной трудотерапии при ранении верхних конечностей Запорожец А.В. Рубинштейн С.Я.; Нарушение спонтанности при военных травмах лобных долей мозга Зейгарник Б.В.;
Гностическая чувствительность пораженной руки Леонтьев А.Н. Запорожец А.В. и др.. Одновременно с огромной практической работой в годы войны А.Р.Лурия интенсивно разрабатывал проблемы мозговой организации речи, проблемы афазии и восстановления речевых функций у больных с очаговыми поражениями мозга. Итогом изучения этих проблем явилась подготовка монографий: Травматическая афазия 1947 и Восстановление функций после военной травмы 1948, вошедших в основной фонд отечественной нейропсихологии.
Для целей диагностики локальных поражений мозга А.Р.Лурия и были разработаны нейропсихологические методы изучения высших психических функций, которые позволили с большой точностью определять зону поражения мозга. Эти методы направлены на изучение различных познавательных процессов речи, восприятия, памяти, мышления, произвольных движений и действий элементарных и сложных и личностных характеристик, проявляющихся в поведении больного. Они позволяют охарактеризовать состояние изучаемых психических функций, т.е. состояние тех мозговых структур, которые обеспечивают их протекание. В основу этих методов была положена теория динимической локализации высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским и А.Р.Лурия.
Данные методы являются основным инструментом клинической нейропсихологической диагностики. В настоящее время на основе луриевских методов создаются и апробируются на больных с различными локальными поражениями мозга новые методы нейропсихологической диагностики: методы анализа нарушений различных пространственных функций, мышления, эмоционально-личностной сферы, методы нейропсихологического исследования детей с локальными поражениями мозга и др. Эти методы были разработаны А.Р.Лурия преимущественно на материале травматических и опухолевых поражений мозга. Однако они оказались адекватными для изучения и других форм локальных мозговых поражений. Так, данные методы широко используются для исследования различных сосудистых поражений головного мозга.
- 1.Психиатрическая классификация нарушений психического развития.
- 2.Психологическая классификация нарушений психического развития.
- 3. Понятие задержки психического развития, виды задержек
- 4. Умственная отсталость
- 5. Структура патопсихологического синдрома при задержке развития и при умственной отсталости
- 6. Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме рда
- 7. Разновидности рда
- 8. Психологические концепции раннего детского аутизма
- 9. Психологическая помощь детям с рда и членам их семей.
- 10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности
- 11. Принципы и методы кризисного вмешательства
- 12. Работа психолога на телефоне экстренной психологической помощи:
- 13. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис
- 14. Разновидности суицидального поведения.
- 15. Типология суицидентов
- 16. Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением.
- 17. Диагностика суицидальных намерений
- 18. Определение степени суицидального риска
- 19. Профилактика суицидального поведения
- 20. Предмет и задачи психосоматики
- 21. Основные теоретические подходы к психосоматике психодинамический
- 22. Основные теоретические подходы к психосоматике когнитивно-бихевиоральный
- 23. Основные теоретические подходы к психосоматике социальный
- 24. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах
- 25. Различные подходы к определению и классификации психосоматических расстройств
- 26. Соматоформные расстройства
- 27. Психосоматические заболевания
- 28. Нарушение пищевого поведения нервная анорексия
- 29. Нарушение пищевого поведения нервная булемия
- 30. Синдром Мюнхгаузена и другие искусственно-демонстративные расстройства
- 31 Психологическая диагностика в случае психосоматических расстройств:
- 32 Психотерапия в случае психосоматических расстройств:
- 33 Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии:
- 34 Функциональные блоки мозга:
- 35 Синдромный подход в нейропсихологии:
- 36 Понятие фактора в нейропсихологии:
- 37 Нейропсихологические синдромы при поражениях коры и подкорковых структур мозга:
- 38 Принципы и методы нейропсихологической диагностики:
- 39. Нейропсихологические исследования в психиатрии.
- 40. Нейропсихологическая реабилитация.
- 41. Задачи судебно-психологической экспертизы.
- 42. Участие клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
- 43. Определение физиологического аффекта фа
- 44. Задачи и методы экспертизы свидетелей
- 45. Определение способности потерпевшего осознавать и правильно интерпретировать значение совершенных с ним действий.
- 46. Определение психических состояний, мешающих адекватному исполнению профессиональных обязанностей
- 47. Психологическая экспертиза по делам о самоубийстве
- 48. Составление заключений по данным судебно-психологической экспертизы
- 49. Цели и задачи психологической реабилитации
- 51. Отличие реабилитационной диагностики от патопсихологического исследования
- 52.Реабилитация психических больных
- 53. Реабилитация после соматического заболевания.
- 54. Реабилитация больных с поражениями головного мозга инсульты, чмт, интоксикации, нейроинфекции, операции проводится по четырем основным направлениям.
- 55 Повышение самостоятельности и ответственности больных как важный принцип реабилитации
- 56 Демократизация отношений в клинике как основное условие реабилитации
- 57.Применение методов психотерапии в реабилитации
- 58 Трудотерапия
- 59 Основные психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента
- 60.Основные модели построения взаимоотношений врач-больной
- 61 Факторы удовлетворенности качеством медицинской помощи
- 62 Субъективная концепция болезни как фактор, определяющий поведение пациента
- 63 Понимание субъективных концепций болезни различными учеными.
- 64 Исследование внутренней картины болезни р. А. Лурия, в.В. Николаева, а.В. Квасенко, ю.Г. Зубарев.
- 65 Социальные представления о здоровье и болезни к. Херцлих.
- 66 Когнитивные репрезентации болезни и здоровья г. Левенталь, с. Бишоп, ш. Тэйлор, к. Петри.
- 67 Исследование субъективной картины болезни методами нарративной психологии а. Клейнман.
- 68 Этапы формирования субъективной картины болезни.
- 69 Функции субъективной картины болезни.
- 70 Различие субъективной и медицинской картины болезни