logo
meditsinskaya_psikhologia_otvety_k_ekzamenu

9. Психологическая помощь детям с рда и членам их семей.

ПК должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля. Она должна проводиться поэтапно и следует учитывать степень выраженности дефекта. Следует четко организовывать занятия с аутичными детьми, специально организовывать ПК. В связи с легкой возбудимостью ребенка, импульсивностью, хаотичностью его деятельности необходимы специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий. Занятия должны проходить в специально оборудованном зале, где обязательно должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. В зале не должно быть острых и тяжелых предметов. Необходима строгая организация режима в группе. Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы. Психолог должен бережно относиться к любой, даже самой примитивной активности ребенка. Необходимо создание индивидуальных ПК программ для каждого ребенка. Необходимо активное привлечение родителей к ПК процессу. Этапы ПК:

1. Установление контакта с аутичным ребенком: рекомендуется щадящая сенсорная амосфера занятия. Они должны проводиться в свободной мягкой атмосфере. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом,избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Этот этап требует длительного времени. Задача психолога- преодоление страха. Это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности. Не рекомендуются директивная игровая терапия. Психолог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.

2. Задача — усиление психической активности детей. Пихолог должен уметь почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции, должен использовать эти особенности детей в процессе выполнения специальных упражнений. Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл.

3. Задача — организации целенаправленного поведения. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Такие реакции ребенка, как агрессия, негативизм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка. Запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других детей. Не рекомендуется делать прямые замечания ребенку, удалять его из группы, т.к. это только усугубит агрессивные проявления.

4. Работа с родителями: это целенаправленные консультации родителей о воспитании ребенка, присутствие родителей на занятии и активное участие в нем.

Холдингтерапия рассматривает ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком. При аутизме холдингтерапия имеет характер принудительного контакта, так как эти дети отвергают физическое-.и эмоциональное взаимодействие с матерью. Перед тем как рекомендовать холдингтерапию родителям, психолог предварительно изучает семью ребенка и перед началом сеанса объясняет матери ее значение. В процессе холдингтерапии перед матерью стоит задача взять ребенка на руки и, преодолев его сопротивление, как можно дольше удержать его. Психолог помогает матери преодолевать затруднения во время сеанса; после окончания сеанса он анализирует поведение ребенка, его реплики, интерпретирует символику сопротивления ребенка и другие особенности его поведения. Осн. задачей ПК является вовлечение детей в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения.