Можно ли иметь время?
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что есть время для Вас? Вникните в содержание выражений: «У меня нет времени», «слишком мало времени», «использовать время», «тратить время», «времени — хоть отбавляй». О чем они говорят? Такое впечатление, что время существует само по себе, как вещь. В любом из приведенных выражений можно заменить слово «время» на слово «деньги» и от этого они не станут бессмысленными. Так что же — время, действительно, есть деньги? И его можно обменивать, накапливать и превращать в капитал?
Сегодня многие хотят время именно «иметь». Но можно ли иметь время? Что вообще есть время?
Время неотделимо от реальных событий, людей, предметов. Иначе говоря, существует не просто абстрактное время, а наше личное время, нераздельно связанное с нами. Но ведь из этого напрашивается самый оптимистический вывод: существует не только фатальная и переживаемая (чаще с отрицательными эмоциями) человеческая зависимость от времени, но и более важная для нас зависимость времени от человека.
Нельзя иметь время, но можно иметь, а точнее, обретать самих себя, чтобы оно (время) принадлежала нам, а не мы — ему.
И только при таком понимании снимается страх перед временем, оно перестает быть врагом, который уносит годы, протекающие «словно сквозь пальцы вода». Пока же люди чаще всего воспринимают время с отрицательными эмоциями, испытывая чувство беспомощности перед его могуществом.
Недаром Анна Ахматова в одном из своих стихотворений [1] восклицает:
Что войны, что чума? — конец им виден скорый.
Их приговор почти произнесен,
Но как нам быть с тем ужасом, который
Был бегом времени когда-то наречен? Нелюбовь ко времени вообще распространяется и на часы — прибор, с помощью которого мы ежедневно определяем время суток. Любопытно, что при проведении психологического эксперимента на вопрос: «Хотели бы Вы быть обладателем часов, показывающих степень реализации Ваших планов на определенный момент времени?» — многие испытуемые ответили резко отрицательно (например, выразили желание уничтожить такие часы).
Ощущение времени, как убегающей, ускользающей стихии, характерно прежде всего для людей, чья главная цель — поддержание своего бытового существования. Жизнь таких людей монотонна и состоит из круговорота однообразных, повторяющихся событий.
И только если человек постоянно развивается и воспринимает личную жизнь как восхождение, если у него появляется чувство собственного обновления (а не постоянной вовлеченности в круговорот дней и недель) человек начнет ощущать и свою власть над временем.
- Самоорганизация студентов первого курса
- Оглавление
- Глава 1 из жизни первокурсника
- Новые условия — новые требования
- Впечатления о первом семестре
- Почему бы не помочь себе?
- Сетование или анализ?
- Изменение или «обнаружение» себя?
- Цена привычки
- О пользе работы в читальном зале и посещения занятий
- Учебное общение
- Сессия, сессия, сессия..
- Поведение на экзаменах
- Глава 2 организация времени
- Другое время?
- Можно ли иметь время?
- Прошлое — настоящее — будущее
- Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
- Почему необходим учет времени
- Техника учета времени Сплошное наблюдение за использованием личного времени
- Учет трудоемкости отдельных видов занятий
- Анализ использования времени
- Планирование или регулирование?
- О важности режима
- О биоритмах
- Распределение дел во времени
- О реализации планов
- Глава 3 работа с книгой
- Общие принципы ознакомления со специальной литературой
- Как подобрать необходимую литературу?
- Где брать литературу?
- Картотека — лишняя забота?
- Что нужно знать для работы с книгой Предварительное ознакомление
- Виды чтения специальной литературы
- Полезные приемы при фиксации информации
- Записи при чтении
- Чтение и общение
- Чтение специальной литературы и отдых
- Конспектирование лекций
- Глава 4 приемы эффективной работы с информацией
- Сосредоточение на чтении
- Подавление регрессий
- Отсутствие внешней и внутренней вокализации (проговаривания)
- Вертикальное движение глаз
- Развитие фотографической зрительной памяти
- Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
- Узнавание
- Запоминание
- Непреднамеренное и преднамеренное запоминание
- 1. Двойная гласно-согласная, замена цифр
- 2. Двойная согласная замена цифр
- 3. Фонетический способ
- 4. Сложный способ зацепок
- Глава 5 принципы грамотного мышления
- Умеем ли мы пользоваться собственным мышлением
- Как не утонуть в море информации?
- Найти проблему
- Мысленные экраны
- Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
- Мыслители и художники
- Возможно ли творчество в обучении?
- Глава 6 оперативная саморегуляция
- Расслабление
- Резиновая игрушка
- Солнечная масса
- Голубое небо
- Приятное прошлое
- Мобилизация
- Самовнушение
- Когда болит голова
- Пример из практики
- Опять об экзаменах
- Воспоминание о будущем
- Послесловие
- Самоорганизация студентов первого курса