19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Суждение– форма мышления в ктр что либо утверждается или отрицается о предметах, их св-вах. Умозаключение– форма мышления непосредственно ктр их одного или неск-их суждений, называющимися посылками, по опред-м правилам выводится полученное заключение. Особенности рационального познания: 1.В отличии от чувственного познания ктр явл-я конкретным и непосредственным рациональное несет обобщенный и опоследовательный хар-р. 2. мышление безусловным образом связано с языком. 3.Рациональное познание обладает активным познанием. основные особенности мышления: 1.Мышление отражает действительность в обобщенных образах. 2.Мышление - процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. 3.Мышление неразрывно связано с языком. 4.Мышление - процесс активного отражения действительности. Мышление можно рассмотреть как особое сво-во высокоорганизованной материи - мозга - отражать материальный мир в идеальных образах. В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Мышление явл-я высшей формой отражения внеш. мира. Ограничиваясь чувственным познанием, нельзя установить причинной зависимости между такими, например явлениями, как гром и молния, определить время наступления солнечного или лунного затмения, произвести расследование преступления.
Виды мышления. Мышление это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окруж. реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. М. позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Виды мышления: Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление – вид мышления, харак-ся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, кот-е чел-к хочет получить в резу-те своей деят-ти, преобразующей ситуацию. Словесно-логическое мышление – вид м., осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Различают теорет-е и практ-е, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Обычно используются три признака: временной, структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). К индивидуальным особенностям м.: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность. Быстрота м. - это скорость протекания мыслительных процессов. Самостоятельность мы-я - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мы-я - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи. Инертность мы-я - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой. Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения. Экономичность м-ия - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность. Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики. Глубина мы-я - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков. Последовательность мы-я - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса. Критичность мы-я - качество М., позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Устойчивость мы-я - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.