Глава 3 «симптоматические» рекомендации
«Симптоматические» рекомендации требуются в тех случаях, когда у ребенка имеется какая-либо локальная проблема. Она может относиться к когнитивной или эмоционально-личностной сфере, к поведению, к сфере общения. Подчеркнем, что подобные рекомендации даются не в ответ на соответствующую жалобу клиента, а только после того, как консультант убедится в том, что данная психологическая проблема действительно существует. Это важно в связи с тем, что клиент далеко не всегда правильно осознает подлинные причины тех или иных трудностей. Например, жалоба на плохую память ребенка в действительности может объясняться не нарушениями памяти, а снижением учебно-познавательной мотивации или же завышенными ожиданиями родителей.
В подавляющем большинстве случаев «симптоматические » рекомендации должны быть дополнены индивидуализированными, направленными не на отдельные частные проявления, а на стоящие за ними более общие причины. Это соответствует и системе применения симптоматических средств в медицине. Так, давая больному лекарство для облегчения кашля, врач, вероятно, назначит и общее лечение для преодоления заболевания, вызвавшего этот симптом.
- А.Л.Венгер Психологическое консультирование и диагностика Практическое руководство.Часть 2.– м.:Генезис, 2001. – 128
- Глава 1. Заключительная беседа
- 1.1. Задачи и организация заключительной беседы
- 1.2. Учет жизненных обстоятельств
- 1.3. Возможные направления рекомендаций
- Глава 2 общевозрастные и общепедагогические рекомендации
- 2.1. Умственное развитие
- Запрос, предлагающий общевозрастные рекомендации по умственному развитию
- Сензитивные периоды
- Формы занятий
- 2.2. Личностные особенности Проблема возрастных кризисов
- Подростковый кризис
- 2.3. Доморощенные педагогические концепции
- Глава 3 «симптоматические» рекомендации
- 3.1.Локальные проблемы в умственном развитии Нарушения памяти
- Нарушение внимания и самоконтроля
- Нарушение планирования и организации деятельности
- Замедленный темп деятельности
- Психофизиологический инфантилизм
- 3.2. Локальные эмоциональные и личностные проблемы Повышенная тревожность
- Сниженное настроение, субдепрессия
- Астения
- Повышенная демонстративность
- Отсутствие познавательных интересов
- 3.3. Локальные поведенческие проблемы Гиперактивность
- Воровство
- Агрессия
- 3.4. Проблемы общения со сверстниками
- Глава 4 психологические синдромы
- 4.1. Структура психологического синдрома
- 4.2. Хроническая неуспешность и тотальный регресс Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 4.3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция Уход от деятельности
- Психологическая инкапсуляция
- 4.4. Негативное и позитивное самопредъявление Негативное самопредъявление
- Позитивное самопредъявление
- 4.5. Демонстративный нигилизм и гиперсоциальность Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- 4.6. Социальная дезориентация и отверженность
- Отраженность
- 4.7. Семейная и групповая изоляция Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- 4.8. Дисгармоничность развития Интеллектуализм
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- 4.9. Заключительные замечания
- Возрастные закономерности
- Дифференциация синдромов со сходными проявлениями
- Глава 5 индивидуализированные рекомендации
- 5.1. Хроническая неуспешность и тотальный регресс
- Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- 5.2. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция
- 5.3. Различные формы самопредъявления
- 5.4. Социальная дезориентация и отверженность
- 5.5. Семейная и групповая изоляция
- 5.6. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности
- 5.7.Вербализм
- Сводный список психологических синдромов Хроническая неуспешность
- Тотальный регресс
- Уход от деятельности
- Негативное самопредьявление
- Позитивное самопредьявление
- Демонстративный нигилизм
- Гиперсоциальность
- Социальна я дезориентация
- Отверженность
- Семейная изоляция
- Групповая изоляция
- Сужение сферы деятельности
- Вербализм
- Рекомендуемая литература для родителей
- Часть II