Классификация групп
Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.
Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.
Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать, и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп.
Условная группа – объединенная по определенному признаку (характер деятельности, пол, возраст и т.д.).
Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами (например, группа однокурсников).
Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и те нормы, мнения, ценности и оценки на которые он ориентируется в своем поведении и самооценке. Личность может входить в группу, нормы, ценности и поведение которой признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Индивид может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать.
В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства.
В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.
Нереферентная группа – это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека.
Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.
Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.
Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.
Просоциальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией, и руководством, они проходят путь коллективообразования (например, студенческая группа в начале процесса обучения).
Асоциальные ассоциации – это группы, ценностные ориентации которых имеют негативный, иногда антиобщественный характер (например, группа агрессивно настроенных подростков). Асоциальные группы требуют особого профилактического внимания, важно не допустить перерождения их в антисоциальные.
Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией (промышленные корпорации).
Корпорация асоциальная (антиобщественная) – группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узко индивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредуются асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями, деятельность направлена на подрыв сложившихся в нашем обществе нравственных, правовых, политических и экономических отношений и порядков. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.
Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д.
- 1. Методы исследования в современной психологии. Использование психологических методов в педагогической практике
- 2. Общее понятие о личности. Соотношение понятий:
- Факторы социализации, формирования и развития личности
- 3. Системно-структурное представление о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по к.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности
- 4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей а. Маслоу
- 5. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Роль профессиональных интересов в деятельности
- Функции мотива
- Роль профессиональных интересов в деятельности
- 6. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив
- Классификация групп
- Особенности зрелого коллектива
- 7. Феномены и процессы, характеризующие жизнедеятельность малой группы. Понятие психологического климата в группе (коллективе)
- 8. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации.
- Виды конфликтов
- Динамика конфликта
- Способы управления и предупреждения конфликтов
- Процесс управления конфликтом
- Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации
- Основные стратегии поведения в конфликте
- 9. Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация
- Структура деятельности
- Умения и навыки как структурные элементы деятельности
- Взаимодействие навыков
- Виды человеческой деятельности, их классификация
- 10. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.
- Структура общения
- Функции общения
- Виды общения
- Особенности речевого поведения педагога
- 11. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Формы и виды речи. Особенности речевого поведения педагога.
- Функции речи
- Свойства речи
- Требования к речи педагога
- 12. Внимание. Виды и свойства внимания.
- Виды и свойства внимания
- 13. Память. Процессы и виды памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике
- Процессы и виды памяти
- Приемы, позволяющие улучшить запоминание
- 14. Мышление Виды, логические формы, мыслительные операции. Способы активизации мыслительной деятельности педагога
- Виды, логические формы, мыслительные операции
- 15. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства:
- 16. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога
- Функции эмоций, их виды, свойства, состояния
- 17. Воля. Волевые свойства личности, их структура,
- Волевые качества человека
- 18. Темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Учет особенностей темперамента в педагогической
- Психологическая характеристика темперамента
- 19. Характер. Структура характера. Акцентуации характера
- Структура характера
- Акцентуации характера Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения
- 20. Способности. Виды способностей у человека.
- Виды способностей у человека
- 21. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования
- 22. Возрастная периодизация развития личности.
- 23. Психологические особенности учащихся профессиональной школы. Психологические особенности асоциального поведения
- Механизмы коррекции отклоняющегося поведения
- 24. Возрастная периодизация развития личности.
- 25. Возрастная периодизация развития личности.
- 26. Профессиональное становление личности:
- Основные психологические новообразования стадий профессионального становления
- Феномены профессионального развития: кризисы и деформации.
- Профессиональные деформации
- 28. Психологическая структура профессионально-педагогической
- Уровни профессионально-педагогической деятельности
- 29. Психологические особенности личности педагога профессионального обучения, их влияние на формирование личности учащегося
- 30. Психология социально-профессионального воспитания.
- Основные принципы воспитания:
- Структура программы: