logo
MATERIALY_k_GE_po_PPP_BAKALAVRY_PSIKhOLOGIYa

Процессы и виды памяти

Запоминание процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание.

Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Этапы логического запоминания:

Механическое запоминание основано на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника – создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, легко запоминающемся ритмическом темпе. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Психологи предлагают некоторые приемы, позволяющие улучшить запоминание, которые могут использоваться педагогами в их практической деятельности.