logo
MATERIALY_k_GE_po_PPP_BAKALAVRY_PSIKhOLOGIYa

28. Психологическая структура профессионально-педагогической

деятельности

Профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Ее основной целью выступает обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых.

Результатом профессионально-педагогической деятельности являются функциональные продукты деятельности: дидактические проекты (уроки, занятия, педагогические технологии, оборудование, технические устройства и т.п.) и психологические продукты деятельности (индивидуальный опыт, психологические новообразования, развитие способностей и т.д.). Главным результатом деятельности является профессиональное развитие личности.

Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений:

Субъект-объектные отношения образуют предметное содер­жание педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учеб­ой дисциплиной, воспитательным мероприятием); формами, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся.

Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности. Ядром данной структуры является педагогическое взаимодействие – личностно ориентированное общение педагога и учащихся. Предмет этого взаимодействия выступает в совместной деятельности как объект, т.е. педагогическое взаимодействие существует не само по себе, а лишь по отношению к некоторому объекту. Структура целостной педагогической деятельности представлена на.

Следует отметить особенность педагогической деятельности, обусловленную субъект-субъектными и объект-субъектными отношениями. Вектор «мотив–цель» в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся един. Но для каждого участника (субъекта совместной деятельности) он индивидуален, т. е. мотивы участников совместной деятельности (педагогов и учащихся) различны. Можно сказать, что мотивы выступают в качестве тех личностных оснований, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, мотивы же участников этой деятельности всегда различны, индивидуальны.

Существенной характеристикой педагогической деятель­ности является взаимодействие педагога и учащихся. Поэтому в качестве единицы ее анализа следует избрать педагогическое взаимодействие.

В ходе реализации педагогической деятельности взаимодействие ее участников регулируется отражением не только того предмета, на который оно направлено, но и действий, выполняемых другими участниками, а также тех измене­ний, которые ими осуществляются. Действия педагога строятся, таким образом, не только соответственно предмету и цели дея­тельности. Педагог «подстраивает» свое воздействие к действиям учащихся. Это повышает уровень эффективности педагогической деятельности, придает ей вероятностный характер. В совместной деятельности возрастает роль опережающего отражения (антиципирования) не только возможного результата воздействия, но и ответных действий учащихся.

Следующим компонентом педагогической деятельности яв­ляются обобщенные способы осуществления педагогического взаимо­действия. Особенность этих действий – обращенность педагога на самого себя, т. е. педагогическая рефлексия. Анализ и оценка способов достижения цели – результата деятельности – ведется по критериям, нормам, принятым в педагогике. Следует отметить, что оценка осуществляется не только педагогом, но и учащимся. Это обогащает обратную связь дополнительной информацией.

Таким образом, психологический анализ педагогической дея­тельности позволяет выделить в ней следующие структурные со­ставляющие:

Ядром педагогической деятельности является педагогическое взаимодействие, точнее, личностно ориентированное педагогическое общение.