Феномены профессионального развития: кризисы и деформации.
Как отмечает Э.Ф. Зеер, переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности и породить субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты.
Переход от одной стадии к другой выводит сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой из состояния подвижного равновесия, в результате чего перед личностью как бы возникает необходимость выбора дальнейшего сценария профессиональной жизни.
Профессионально обусловленные колебания порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профессионального развития.
Опираясь на концепцию профессионального становления Э.Ф. Зеера, под кризисами профессионального развития личности мы будем понимать непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития.
Основными признаками профессиональных кризисов является: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки себя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей.
Классификация кризисов профессионального развития личности
Кризисы (возраст, лет) | Факторы, детерминирующие кризис | Способы преодоления кризиса |
1 | 2 | 3 |
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14,17) | Формирование профессиональных намерений, их реализация. Становление «я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизни. | Конструктивный: выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки. Неконструктивный: маргинализм, асоциальное поведение. |
Кризис профессионального выбора (16-18) | Неудовлетворенность профессиональным образованием, изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности | Конструктивный: смена мотивов учебно-профессиональной деятельности, коррекция выбора профессии. Неконструктивный: уход из профессионального учебного заведения, маргинализм, асоциальное поведение. |
Кризис профессиональных экспектаций (18-20) | Трудности профессиональной адаптации. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности | Конструктивный: активизация профессиональных усилий, корректировка мотивов труда. Неконструктивный: увольнение смена специальности, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональной деятельности, формирование адаптивной модели профессионального развития (Л.М. Митина). |
Кризис профессионального роста (23-25) | Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьеры, а также зарплатой, своим профессиональным статусом. Потребность в самоутверждении. Создание семьи, ухудшение финансового положения. | Конструктивный: повышение квалификации, должностной рост, общественное признание результатов профессиональной деятельности. Неконструктивный: смена места работы, вида деятельности, «уход» в непрофессиональную среду (хобби, семья, быт). |
Кризис профессиональной карьеры (30–33) | Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность возможностями реализовывать себя в сложившейся профессиональной ситуации, свои социально-профессиональным статусом. Коррекция «я-концепции».
| Конструктивный: должностной рост, принятие альтернативных сценариев дальнейшей профессиональной карьеры (освоение новой специальности, повышение квалификации), творческая профессиональная деятельность. Неконструктивный: уход из профессиональной деятельности, стагнация, консерватизм, разрыв профессиональной идентичности. |
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42) | Неудовлетворенность социально-профессиональным положением и возможностями профессиональной самореализации (изменение конкурентоспособности на рынке труда при объективном адекватном профессионализме в силу факторов «возраст», «пол», «предпенсионный период»). Осознание неизбежности завершения профессиональной деятельности. Ригидность психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. | Конструктивный: достижение вершин карьеры, переход на инновационный уровень выполнения деятельности, сверхнормативная социально-профессиональная активность, новаторство. Освоение смежных профессиональных областей. Неконструктивный: уход из профессии, профессиональные деструкции, конфликтность, дезорганизующие эмоциональные состояния (апатия, страх, тревога, депрессия). |
Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60) | Уход на пенсию. Необходимость подготовки к новой социальной роли, освоения нового способа жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Снижение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. | Конструктивный: продолжение посильной трудовой деятельности, освоение новых видов труда, общественно полезная активность, активный досуг. Неконструктивный: погруженность в прошлое, неудовлетворенность прожитой жизнью, неоправданное снижение социальной активности, ограничение круга общения, дезорганизующие эмоциональные состояния (апатия, страх, тревога, депрессия, страх одиночества, страх смерти).
|
- 1. Методы исследования в современной психологии. Использование психологических методов в педагогической практике
- 2. Общее понятие о личности. Соотношение понятий:
- Факторы социализации, формирования и развития личности
- 3. Системно-структурное представление о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по к.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности
- 4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей а. Маслоу
- 5. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Роль профессиональных интересов в деятельности
- Функции мотива
- Роль профессиональных интересов в деятельности
- 6. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив
- Классификация групп
- Особенности зрелого коллектива
- 7. Феномены и процессы, характеризующие жизнедеятельность малой группы. Понятие психологического климата в группе (коллективе)
- 8. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации.
- Виды конфликтов
- Динамика конфликта
- Способы управления и предупреждения конфликтов
- Процесс управления конфликтом
- Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации
- Основные стратегии поведения в конфликте
- 9. Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация
- Структура деятельности
- Умения и навыки как структурные элементы деятельности
- Взаимодействие навыков
- Виды человеческой деятельности, их классификация
- 10. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.
- Структура общения
- Функции общения
- Виды общения
- Особенности речевого поведения педагога
- 11. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Формы и виды речи. Особенности речевого поведения педагога.
- Функции речи
- Свойства речи
- Требования к речи педагога
- 12. Внимание. Виды и свойства внимания.
- Виды и свойства внимания
- 13. Память. Процессы и виды памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике
- Процессы и виды памяти
- Приемы, позволяющие улучшить запоминание
- 14. Мышление Виды, логические формы, мыслительные операции. Способы активизации мыслительной деятельности педагога
- Виды, логические формы, мыслительные операции
- 15. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства:
- 16. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога
- Функции эмоций, их виды, свойства, состояния
- 17. Воля. Волевые свойства личности, их структура,
- Волевые качества человека
- 18. Темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Учет особенностей темперамента в педагогической
- Психологическая характеристика темперамента
- 19. Характер. Структура характера. Акцентуации характера
- Структура характера
- Акцентуации характера Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения
- 20. Способности. Виды способностей у человека.
- Виды способностей у человека
- 21. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования
- 22. Возрастная периодизация развития личности.
- 23. Психологические особенности учащихся профессиональной школы. Психологические особенности асоциального поведения
- Механизмы коррекции отклоняющегося поведения
- 24. Возрастная периодизация развития личности.
- 25. Возрастная периодизация развития личности.
- 26. Профессиональное становление личности:
- Основные психологические новообразования стадий профессионального становления
- Феномены профессионального развития: кризисы и деформации.
- Профессиональные деформации
- 28. Психологическая структура профессионально-педагогической
- Уровни профессионально-педагогической деятельности
- 29. Психологические особенности личности педагога профессионального обучения, их влияние на формирование личности учащегося
- 30. Психология социально-профессионального воспитания.
- Основные принципы воспитания:
- Структура программы: