logo
MATERIALY_k_GE_po_PPP_BAKALAVRY_PSIKhOLOGIYa

Феномены профессионального развития: кризисы и деформации.

Как отмечает Э.Ф. Зеер, переход от одной стадии профессионального становления к дру­гой означает смену социальной ситуации развития, изменение содер­жания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой соци­альной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности и породить субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты.

Переход от одной стадии к другой выводит сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой из состояния подвижного равновесия, в результате чего перед личностью как бы возникает необходимость выбора дальнейшего сценария профессиональной жизни.

Профессионально обусловленные колебания порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профес­сионального развития.

Опираясь на концепцию профессионального становления Э.Ф. Зеера, под кризисами профессионального развития личности мы будем пони­мать непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профес­сионального развития.

Основными признаками профессиональных кризисов является: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализ­ма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки се­бя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения ис­черпанности своих возможностей.

Классификация кризисов профессионального развития личности

Кризисы

(возраст, лет)

Факторы, детерминирующие кризис

Способы преодоления кризиса

1

2

3

Кризис учебно-профессиональной ориентации

(14,17)

Формирование профессиональных намерений, их реализация. Становление «я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизни.

Конструктивный: выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки.

Неконструктивный: маргинализм, асоциальное поведение.

Кризис профессионального выбора

(16-18)

Неудовлетворенность профессиональным образованием, изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности

Конструктивный: смена мотивов учебно-профессиональной деятельности, коррекция выбора профессии. Неконструктивный: уход из профессионального учебного заведения, маргинализм, асоциальное поведение.

Кризис профессиональных экспектаций

(18-20)

Трудности профессиональной адаптации. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности

Конструктивный: активизация профессиональных усилий, корректировка мотивов труда.

Неконструктивный:

увольнение смена специальности, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональной деятельности, формирование адаптивной модели профессионального развития (Л.М. Митина).

Кризис профессионального роста

(23-25)

Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьеры, а также зарплатой, своим профессиональным статусом. Потребность в самоутверждении. Создание семьи, ухудшение финансового положения.

Конструктивный: повышение квалификации, должностной рост, общественное признание результатов профессиональной деятельности.

Неконструктивный: смена места работы, вида деятельности, «уход» в непрофессиональную среду (хобби, семья, быт).

Кризис профессиональной карьеры

(30–33)

Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность возможностями реализовывать себя в сложившейся профессиональной ситуации, свои социально-профессиональным статусом. Коррекция «я-концепции».

Конструктивный: должностной рост, принятие альтернативных сценариев дальнейшей профессиональной карьеры (освоение новой специальности, повышение квалификации), творческая профессиональная деятельность.

Неконструктивный: уход из профессиональной деятельности, стагнация, консерватизм, разрыв профессиональной идентичности.

Кризис социально-профессиональной самоактуализации

(40-42)

Неудовлетворенность социально-профессиональным положением и возможностями профессиональной самореализации (изменение конкурентоспособности на рынке труда при объективном адекватном профессионализме в силу факторов «возраст», «пол», «предпенсионный период»). Осознание неизбежности завершения профессиональной деятельности. Ригидность психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

Конструктивный: достижение вершин карьеры, переход на инновационный уровень выполнения деятельности, сверхнормативная социально-профессиональная активность, новаторство. Освоение смежных профессиональных областей.

Неконструктивный: уход из профессии, профессиональные деструкции, конфликтность, дезорганизующие эмоциональные состояния (апатия, страх, тревога, депрессия).

Кризис утраты профессиональной деятельности

(55-60)

Уход на пенсию. Необходимость подготовки к новой социальной роли, освоения нового способа жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Снижение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

Конструктивный: продолжение посильной трудовой деятельности, освоение новых видов труда, общественно полезная активность, активный досуг.

Неконструктивный: погруженность в прошлое, неудовлетворенность прожитой жизнью, неоправданное снижение социальной активности, ограничение круга общения, дезорганизующие эмоциональные состояния (апатия, страх, тревога, депрессия, страх одиночества, страх смерти).