4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей а. Маслоу
Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности. Потребности побуждают человека действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития.
Из этого следует то, что формирование, развитие и становление личности – это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни.
Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.
Это своего рода состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Кроме того, сама обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.
Потребности не существуют в виде физиологических или психических устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.
Потребности имеют ряд особенностей:
Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно
или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение.
Более или менее ясное осознание потребности, сопровождаемое харак-
терными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т.д.).
Наличие эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск
и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей.
Ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний или прев-
ращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения).
Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее ос-
нове, вновь дает о себе знать.
Существуют различные классификаций потребностей.
Потребности различают по происхождению и по предмету.
По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные).
Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Регулирующая функция естественных потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.
Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.
По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).
Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.
Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.
В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.
Потребности человека могут иметь общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.
У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности) и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.
Есть и другие основания для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.
Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и др.
По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные) и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные).
Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых. Следует признать, что в принципе каждая потребность в той или иной ситуации, при определенных обстоятельствах может стать доминантной.
В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности длительного существования), и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.
Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности).
Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, которые служат удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.
По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления.
Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации. Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.
Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но, будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самосовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности – ее направленность. В порядке очередности потребности располагаются в следующей последовательности.
Потребности в самоактуализации |
| |||||
Эстетические потребности |
| |||||
Познавательные потребности |
| |||||
Потребности в самоуважении |
| |||||
Потребности в принадлежности и любви |
| |||||
Потребности в безопасности и защите |
| |||||
Физиологические потребности |
Классификация потребностей («пирамида» А. Маслоу)
Физиологические потребности являются основными, непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены хотя бы на самом минимальном уровне, прежде чем станут актуальными потребностями более высокого порядка. Это базовые, жизненные, основные естественные, природные, физические потребности: в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, в продолжении рода и т.д. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер. Пока человек не удовлетворит базовые (нижние) потребности, более высокие потребности теряют для него мотивационную силу. Когда же физиологические потребности будут удовлетворены, для человека становятся значащими следующие потребности.
К числу других естественных, природных потребностей, имеющих вполне конкретно-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся: потребности в безопасности и защите, и потребности в принадлежности и любви.
Потребности в безопасности и защите (стабильность, чувство защищенности, избавление от страха и неудач, порядок, свобода от хаоса и т.п.). В этих потребностях отражается заинтересованность человека в выживании.
Потребности в принадлежности и любви вступают в действие лишь тогда, когда удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности и защите. Когда эта потребность не удовлетворяется или удовлетворяется слабо, человек испытывает чувство одиночества, общественного остракизма.
Потребности в самоуважении, по Маслоу, делятся на два основных типа: самоуважение и уважение со стороны других. Самоуважение включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость, свобода. Уважение другими – это престиж, репутация, признание, статус, принятие.
Познавательные (когнитивные) потребности – это потребность в знаниях, умениях, понимании, в творческом труде, в раскрытии своих способностей.
Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется:
через науку (главная особенность такого познания – объективность знаний), расширяющую возможности человека, делающую его более защищенным, позволяющую принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки;
искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни;
религию, дающую человеку научную и религиозную картину мира;
собственный социальный, этнический, профессиональный и другой опыт;
через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук.
Эстетические потребности включают в себя понимание человеком канонов красоты, гармонии, восприятие и осуществление поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, неприятие безобразного, низменного, уродливого, нарушающего естественную и социальную гармонию.
Когда описанные выше потребности удовлетворены, на первый план выступают потребности в самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Достигая этого уровня иерархии потребностей, человек добивается полного использования потенциала личности, своего таланта и способностей.
- 1. Методы исследования в современной психологии. Использование психологических методов в педагогической практике
- 2. Общее понятие о личности. Соотношение понятий:
- Факторы социализации, формирования и развития личности
- 3. Системно-структурное представление о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по к.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности
- 4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей а. Маслоу
- 5. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Роль профессиональных интересов в деятельности
- Функции мотива
- Роль профессиональных интересов в деятельности
- 6. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив
- Классификация групп
- Особенности зрелого коллектива
- 7. Феномены и процессы, характеризующие жизнедеятельность малой группы. Понятие психологического климата в группе (коллективе)
- 8. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации.
- Виды конфликтов
- Динамика конфликта
- Способы управления и предупреждения конфликтов
- Процесс управления конфликтом
- Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации
- Основные стратегии поведения в конфликте
- 9. Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация
- Структура деятельности
- Умения и навыки как структурные элементы деятельности
- Взаимодействие навыков
- Виды человеческой деятельности, их классификация
- 10. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.
- Структура общения
- Функции общения
- Виды общения
- Особенности речевого поведения педагога
- 11. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Формы и виды речи. Особенности речевого поведения педагога.
- Функции речи
- Свойства речи
- Требования к речи педагога
- 12. Внимание. Виды и свойства внимания.
- Виды и свойства внимания
- 13. Память. Процессы и виды памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике
- Процессы и виды памяти
- Приемы, позволяющие улучшить запоминание
- 14. Мышление Виды, логические формы, мыслительные операции. Способы активизации мыслительной деятельности педагога
- Виды, логические формы, мыслительные операции
- 15. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства:
- 16. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога
- Функции эмоций, их виды, свойства, состояния
- 17. Воля. Волевые свойства личности, их структура,
- Волевые качества человека
- 18. Темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Учет особенностей темперамента в педагогической
- Психологическая характеристика темперамента
- 19. Характер. Структура характера. Акцентуации характера
- Структура характера
- Акцентуации характера Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения
- 20. Способности. Виды способностей у человека.
- Виды способностей у человека
- 21. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования
- 22. Возрастная периодизация развития личности.
- 23. Психологические особенности учащихся профессиональной школы. Психологические особенности асоциального поведения
- Механизмы коррекции отклоняющегося поведения
- 24. Возрастная периодизация развития личности.
- 25. Возрастная периодизация развития личности.
- 26. Профессиональное становление личности:
- Основные психологические новообразования стадий профессионального становления
- Феномены профессионального развития: кризисы и деформации.
- Профессиональные деформации
- 28. Психологическая структура профессионально-педагогической
- Уровни профессионально-педагогической деятельности
- 29. Психологические особенности личности педагога профессионального обучения, их влияние на формирование личности учащегося
- 30. Психология социально-профессионального воспитания.
- Основные принципы воспитания:
- Структура программы: