Виды и свойства внимания
Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности.
Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение.
Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий.
Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.
Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность.
Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее.
Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.
Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения.
Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.
Концентрация внимания– это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.
Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей,внутренняя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.
Для сосредоточения внимания необходимо:
концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;
не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;
отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.
Организованность сознания человека выражается прежде всего в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Показатель организованности сознания – это различный уровень внимательности. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.
Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность.Рассеянностью обычно называют два разных явления:
во-первых, результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений. Этот вид рассеянности получил название мнимая рассеянность, поскольку является результатом большого умственного сосредоточения;
во-вторых, состояние, когда человек не может ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Это так называемая подлинная рассеянность,исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Причинами подлинной рассеянности могут являться: расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания, последствие черепно-мозговой травмы и т.п.
.
- 1. Методы исследования в современной психологии. Использование психологических методов в педагогической практике
- 2. Общее понятие о личности. Соотношение понятий:
- Факторы социализации, формирования и развития личности
- 3. Системно-структурное представление о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по к.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности
- 4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей а. Маслоу
- 5. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Роль профессиональных интересов в деятельности
- Функции мотива
- Роль профессиональных интересов в деятельности
- 6. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив
- Классификация групп
- Особенности зрелого коллектива
- 7. Феномены и процессы, характеризующие жизнедеятельность малой группы. Понятие психологического климата в группе (коллективе)
- 8. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации.
- Виды конфликтов
- Динамика конфликта
- Способы управления и предупреждения конфликтов
- Процесс управления конфликтом
- Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации
- Основные стратегии поведения в конфликте
- 9. Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация
- Структура деятельности
- Умения и навыки как структурные элементы деятельности
- Взаимодействие навыков
- Виды человеческой деятельности, их классификация
- 10. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.
- Структура общения
- Функции общения
- Виды общения
- Особенности речевого поведения педагога
- 11. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Формы и виды речи. Особенности речевого поведения педагога.
- Функции речи
- Свойства речи
- Требования к речи педагога
- 12. Внимание. Виды и свойства внимания.
- Виды и свойства внимания
- 13. Память. Процессы и виды памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике
- Процессы и виды памяти
- Приемы, позволяющие улучшить запоминание
- 14. Мышление Виды, логические формы, мыслительные операции. Способы активизации мыслительной деятельности педагога
- Виды, логические формы, мыслительные операции
- 15. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства:
- 16. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога
- Функции эмоций, их виды, свойства, состояния
- 17. Воля. Волевые свойства личности, их структура,
- Волевые качества человека
- 18. Темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Учет особенностей темперамента в педагогической
- Психологическая характеристика темперамента
- 19. Характер. Структура характера. Акцентуации характера
- Структура характера
- Акцентуации характера Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения
- 20. Способности. Виды способностей у человека.
- Виды способностей у человека
- 21. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования
- 22. Возрастная периодизация развития личности.
- 23. Психологические особенности учащихся профессиональной школы. Психологические особенности асоциального поведения
- Механизмы коррекции отклоняющегося поведения
- 24. Возрастная периодизация развития личности.
- 25. Возрастная периодизация развития личности.
- 26. Профессиональное становление личности:
- Основные психологические новообразования стадий профессионального становления
- Феномены профессионального развития: кризисы и деформации.
- Профессиональные деформации
- 28. Психологическая структура профессионально-педагогической
- Уровни профессионально-педагогической деятельности
- 29. Психологические особенности личности педагога профессионального обучения, их влияние на формирование личности учащегося
- 30. Психология социально-профессионального воспитания.
- Основные принципы воспитания:
- Структура программы: