Приемы, позволяющие улучшить запоминание
Смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов
Составление плана, в котором раздельно отражаются:
исходная информация (что необходимо сделать);
вопросы, подлежащие выяснению;
при запоминании сложного материала смысловая группировка матери-
ала проводится по различным основаниям (по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам).
Составление вспомогательных схем, таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события.
Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.
Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. На качество запоминания влияют различные факторы: модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоциональное состояние человека (шок, стресс).
Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю нужно активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней.
Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринималось в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание разделяется на симультанное (систематическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание происходит быстро, интуитивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом.
Воспоминание осуществляется в отсутствие объекта восприятия.
Процесс воспоминания в памяти осуществляется либо произвольно, по желанию человека, либо непроизвольно. Непроизвольность воспоминания – понятие относительное: память извлекает информацию по механизму ассоциаций.
Припоминание – представляет собой наиболее активную форму воспроизведения и во многом зависит от четкости поставленных задач.
Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.
Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий и половой принадлежности.
Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти.
Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.
Эмоциональная (аффективная) памятьсостоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.
Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память.
Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.
Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.
Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.
Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.
Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.
Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 с. Ее объем ограничен 5 – 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.
Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь. Отбор информации, входящий в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.
Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти.
Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.
- 1. Методы исследования в современной психологии. Использование психологических методов в педагогической практике
- 2. Общее понятие о личности. Соотношение понятий:
- Факторы социализации, формирования и развития личности
- 3. Системно-структурное представление о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по к.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности
- 4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей а. Маслоу
- 5. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Роль профессиональных интересов в деятельности
- Функции мотива
- Роль профессиональных интересов в деятельности
- 6. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив
- Классификация групп
- Особенности зрелого коллектива
- 7. Феномены и процессы, характеризующие жизнедеятельность малой группы. Понятие психологического климата в группе (коллективе)
- 8. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации.
- Виды конфликтов
- Динамика конфликта
- Способы управления и предупреждения конфликтов
- Процесс управления конфликтом
- Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации
- Основные стратегии поведения в конфликте
- 9. Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация
- Структура деятельности
- Умения и навыки как структурные элементы деятельности
- Взаимодействие навыков
- Виды человеческой деятельности, их классификация
- 10. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.
- Структура общения
- Функции общения
- Виды общения
- Особенности речевого поведения педагога
- 11. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Формы и виды речи. Особенности речевого поведения педагога.
- Функции речи
- Свойства речи
- Требования к речи педагога
- 12. Внимание. Виды и свойства внимания.
- Виды и свойства внимания
- 13. Память. Процессы и виды памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике
- Процессы и виды памяти
- Приемы, позволяющие улучшить запоминание
- 14. Мышление Виды, логические формы, мыслительные операции. Способы активизации мыслительной деятельности педагога
- Виды, логические формы, мыслительные операции
- 15. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства:
- 16. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога
- Функции эмоций, их виды, свойства, состояния
- 17. Воля. Волевые свойства личности, их структура,
- Волевые качества человека
- 18. Темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Учет особенностей темперамента в педагогической
- Психологическая характеристика темперамента
- 19. Характер. Структура характера. Акцентуации характера
- Структура характера
- Акцентуации характера Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения
- 20. Способности. Виды способностей у человека.
- Виды способностей у человека
- 21. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования
- 22. Возрастная периодизация развития личности.
- 23. Психологические особенности учащихся профессиональной школы. Психологические особенности асоциального поведения
- Механизмы коррекции отклоняющегося поведения
- 24. Возрастная периодизация развития личности.
- 25. Возрастная периодизация развития личности.
- 26. Профессиональное становление личности:
- Основные психологические новообразования стадий профессионального становления
- Феномены профессионального развития: кризисы и деформации.
- Профессиональные деформации
- 28. Психологическая структура профессионально-педагогической
- Уровни профессионально-педагогической деятельности
- 29. Психологические особенности личности педагога профессионального обучения, их влияние на формирование личности учащегося
- 30. Психология социально-профессионального воспитания.
- Основные принципы воспитания:
- Структура программы: