logo
MATERIALY_k_GE_po_PPP_BAKALAVRY_PSIKhOLOGIYa

18. Темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Учет особенностей темперамента в педагогической

деятельности

Темперамент(от лат.temperamentum– надлежащее соотношение частей, соразмерность) – совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Характерными особенностями темперамента являются:

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, динамические особенности поведения человека, определяет его индивидуальность. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами личности, например, со свойствами характера, поскольку их физиологической основой являются свойства центральной нервной системы. Свойства темперамента определяют динамику психических процессов и состояний, психической деятельности в целом. Они в большей степени влияют не на то, что делает человек, а на то, как он это делает.

Отечественный исследователь И.П. Павлов теоретически обосновал и экспериментально подтвердил взаимосвязь темперамента и динамических свойств центральной нервной системы. Им было выделено три основных свойства нервной системы: