10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности
Психологический кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д.
Существуют 4 основных признака психологического кризиса: изменение отношения к другим появление дистанцированности, потеря безопасности и опоры в жизни, изменение чувства времени время бежит, жизнь проходит мимо, а я не успеваю жить и ощущение физического спада. Кроме основных признаков есть ещё и побочные — депрессия, недовольство своей жизнью, потеря работы или смысла жизни, утрата близких отношений и т.д.
Признаки кризиса
Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив, низкая самооценка.
Причинами кризисов могут быть такие психотравмирующие ситуации как:
• Смерть близкого человека
• Расставание с родителями, с семьей
• Возрастные кризисы
• Резкая смена профессии или уход на пенсию
• Тяжелые заболевания
• Понижение или повышение социального статуса
• Женитьба, замужество, рождение детей
• Переживание ситуации насилия
Виды психологических кризисов.
Первый тип кризиса — кризис удовольствия. Связан он с невозможностью получить желаемое удовлетворение и состоит в отбрасывании всего негативного, в уходе из реальности. Включаются механизмы психологической защиты, и человек как бы замирает, впадает в летаргический сон. Так психика защищается от непосильных переживаний. Выход из этого кризиса — в межличностных отношениях, в общении, в эмоционально теплой атмосфере, в новых знакомствах, смене круга общения.
Второй тип кризиса — фрустрация — возникает в том случае, если нет средств для удовлетворения сильной потребности. При этом для преодоления внешнего препятствия человек выбирает некие формы поведения и идет к желанной цели. Выход из кризиса — поиск новых поведенческих форм, возможно — пересмотр цели и отказ от нее.
Третий тип кризиса — ценностный, в его основе — борьба мотивов. Человек включен в многообразные отношения, реализуемые разными видами деятельности, каждая из которых имеет свои мотивы. Борьба отношений выступает как борьба мотивов. Выбор мотива связан с системой ценностей данной личности.
Четвертый тип кризиса — целостный кризис, или кризис воли и творческого процесса. В структуре сознания человека выделяются теоретическая и практическая составляющие. Теоретическое сознание — это полет нашей творческой мысли, в нем работают ценности и мотивы. Практическое сознание переводит на практический язык, ставит на реальную основу планы теоретического сознания.
- 1.Психиатрическая классификация нарушений психического развития.
- 2.Психологическая классификация нарушений психического развития.
- 3. Понятие задержки психического развития, виды задержек
- 4. Умственная отсталость
- 5. Структура патопсихологического синдрома при задержке развития и при умственной отсталости
- 6. Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме рда
- 7. Разновидности рда
- 8. Психологические концепции раннего детского аутизма
- 9. Психологическая помощь детям с рда и членам их семей.
- 10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности
- 11. Принципы и методы кризисного вмешательства
- 12. Работа психолога на телефоне экстренной психологической помощи:
- 13. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис
- 14. Разновидности суицидального поведения.
- 15. Типология суицидентов
- 16. Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением.
- 17. Диагностика суицидальных намерений
- 18. Определение степени суицидального риска
- 19. Профилактика суицидального поведения
- 20. Предмет и задачи психосоматики
- 21. Основные теоретические подходы к психосоматике психодинамический
- 22. Основные теоретические подходы к психосоматике когнитивно-бихевиоральный
- 23. Основные теоретические подходы к психосоматике социальный
- 24. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах
- 25. Различные подходы к определению и классификации психосоматических расстройств
- 26. Соматоформные расстройства
- 27. Психосоматические заболевания
- 28. Нарушение пищевого поведения нервная анорексия
- 29. Нарушение пищевого поведения нервная булемия
- 30. Синдром Мюнхгаузена и другие искусственно-демонстративные расстройства
- 31 Психологическая диагностика в случае психосоматических расстройств:
- 32 Психотерапия в случае психосоматических расстройств:
- 33 Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии:
- 34 Функциональные блоки мозга:
- 35 Синдромный подход в нейропсихологии:
- 36 Понятие фактора в нейропсихологии:
- 37 Нейропсихологические синдромы при поражениях коры и подкорковых структур мозга:
- 38 Принципы и методы нейропсихологической диагностики:
- 39. Нейропсихологические исследования в психиатрии.
- 40. Нейропсихологическая реабилитация.
- 41. Задачи судебно-психологической экспертизы.
- 42. Участие клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
- 43. Определение физиологического аффекта фа
- 44. Задачи и методы экспертизы свидетелей
- 45. Определение способности потерпевшего осознавать и правильно интерпретировать значение совершенных с ним действий.
- 46. Определение психических состояний, мешающих адекватному исполнению профессиональных обязанностей
- 47. Психологическая экспертиза по делам о самоубийстве
- 48. Составление заключений по данным судебно-психологической экспертизы
- 49. Цели и задачи психологической реабилитации
- 51. Отличие реабилитационной диагностики от патопсихологического исследования
- 52.Реабилитация психических больных
- 53. Реабилитация после соматического заболевания.
- 54. Реабилитация больных с поражениями головного мозга инсульты, чмт, интоксикации, нейроинфекции, операции проводится по четырем основным направлениям.
- 55 Повышение самостоятельности и ответственности больных как важный принцип реабилитации
- 56 Демократизация отношений в клинике как основное условие реабилитации
- 57.Применение методов психотерапии в реабилитации
- 58 Трудотерапия
- 59 Основные психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента
- 60.Основные модели построения взаимоотношений врач-больной
- 61 Факторы удовлетворенности качеством медицинской помощи
- 62 Субъективная концепция болезни как фактор, определяющий поведение пациента
- 63 Понимание субъективных концепций болезни различными учеными.
- 64 Исследование внутренней картины болезни р. А. Лурия, в.В. Николаева, а.В. Квасенко, ю.Г. Зубарев.
- 65 Социальные представления о здоровье и болезни к. Херцлих.
- 66 Когнитивные репрезентации болезни и здоровья г. Левенталь, с. Бишоп, ш. Тэйлор, к. Петри.
- 67 Исследование субъективной картины болезни методами нарративной психологии а. Клейнман.
- 68 Этапы формирования субъективной картины болезни.
- 69 Функции субъективной картины болезни.
- 70 Различие субъективной и медицинской картины болезни