logo search
derkach_a_a_politicheskaya_psihologiya

4.4. Психология парламентского лоббизма

Исторические данные свидетельствуют, что «группы интересов» существовали на протяжении всей истории человечества. Понятия «лобби», «лоббизм», «лоббирование» и другие его производные заимствованы из англоязычной политической терминологии (от англ. lobby – крытая прогулочная площадка, коридор). В 1553 г. обозначало прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так же стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии.

Политический оттенок значение этого слова приобрело спустя еще два столетия, причем не в Англии, а в Америке, когда в 1864 г. термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Однако в Англии такая политика считалась предосудительной, и слово прижилось лишь в XX веке, а затем его начали употреблять и в других странах.

Россия не является исключением из этого правила. Поскольку на протяжении многих веков, начиная с князей Рюриков, государева служба считалась местом чиновничьего кормления, лоббизм на Руси процветал, по всей видимости, как ни в одной стране мира. В советский период в СССР формально была упразднена необходимость лоббирования, чьих бы то ни было интересов, поскольку существовала одна узаконенная всеобщая идеология. Однако на практике лоббизм делал свое дело. В аппарате ЦК, Совмина лоббировались интересы министерств и ведомств, отраслей, региональных элит, творческих союзов и других корпоративных объединений.

Иначе говоря, с тех пор как стала образовываться система власти, управления обществом, стали возникать и «группы давления», «лоббисты», отстаивающие свои особые интересы. Главным движущим мотивом их поведения было и остается стремление реализовать свой специфический интерес, выражаемый, как правило, в статусных привилегиях, во властных полномочиях или в формах материальной выгоды, идеологических, политических и других приоритетах. Здесь следует сделать три уточнения: под структурами следует понимать конкретных людей, занимающих определенные должности, от которых зависит принятие (непринятие) тех или иных решений; решение какого-либо вопроса может носить как положительный, так и отрицательный характер; лоббизм следует воспринимать как инструмент давления, опирающийся на материальное, социальное, психологическое, косвенное или иное стимулирование, шантаж и т. п. воздействие на должностных лиц. В целом лоббизм можно определить как комплекс различных приемов и методов (прямых и косвенных) воздействия на властные (в основном) структуры с целью достижения определенной цели.

В качестве «групп интересов», «групп давления», «лоббистов» в истории человечества фигурируют родственные кланы, союзы, партии, страты и иные корпоративные группы, связанные между собой профессиональной, территориальной, политической, экономической, идеологической и другой общностью.

Вступление в эпоху рыночных отношений коренным образом изменило принципы организации управления страной и обществом, но не устранило причин, порождающих лоббистскую деятельность. Несмотря на то, что некоторые причины лоббизма стали достоянием истории, необходимость в их реализации отпала, оставшиеся пополнились новыми – «детьми» нынешней общественно-политической системы и ситуации. Сегодня одним из основных институтов государства, где наиболее ярко проявляется подобная специфическая форма отстаивания групповых интересов, является парламент.

В новом тысячелетии роль и место парламента в политической жизни общества, его функции существенно изменяются. И все же главная особенность функционирования всех без исключения парламентов мира остается неизменной. Парламент любой страны постоянно находится в фокусе общественно-политической жизни общества и государства, является средоточием существующих в обществе многочисленных интересов, мотивов, потребностей.

Каждое государство по-своему решает вопросы устройства и функционирования парламента, но есть особые признаки, которые характерны для абсолютного большинства парламентов мира. Таким неизменным атрибутом парламентской жизни, как показывают сравнительные исследования структуры и деятельности представительных органов 55 стран мира, является важность выполняемых данным органом функций, а также наличие лоббистского давления на деятельность парламента.

Парламент издает основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной власти,

основы взаимодействия центра и мест, разграничивая сферы их ведения. В целом в компетенцию парламентов входят полномочия в сфере законодательства, в сфере представительства интереса государства и населения, контрольные и учредительные.

Факторный анализ лоббистской деятельности в российском парламенте показывает, что в числе важнейших политических предпосылок его функционирования в стенах Государственной Думы выступает блок разносторонних по природе, силе и влиянию факторов, которые с определенной степенью условности можно назвать факторами институциональными и факторами развития.

К институциональным факторам, обусловливающим потребность лоббирования в российском парламенте, несомненно, относятся:

– проблемы и противоречия современного государственного устройства, опосредованные конституированной системой высшей власти страны, спецификой прав и обязанностей субъектов федерации, неравнозначностью их политико-экономической мощи и реальным представительством в парламенте;

– образовавшаяся в стране в результате демократических преобразований многопартийность, которая не нашла своего адекватного отражения в составе депутатского корпуса;

– представительный характер парламента страны и непредставительный его состав, обусловленный спецификой действующей избирательной системы;

– возрастающий международный интерес к России в связи с падением «железного занавеса», вступлением ее в мировое сообщество.

В качестве факторов развития, обусловливающих потребность в лоббистской деятельности, выступают такие причины, как:

– неравномерность образования новых субъектов общественно-политической жизни, в том числе страт, различных хозяйственных корпораций и корпоративных групп, перманентность процесса их роста и девальвации;

– непрямолинейность исторического процесса развития страны;

– необходимость формирования новой законодательной базы применительно к новому общественно-политическому укладу.

Особенности устройства системы государственной власти в России, ее функциональное предназначение, закрепленное в Конституции, а также практика функционирования самой политической системы порождают массу веских причин, обусловливающих потребность существования лоббистской деятельности в российском парламенте. Государственная Дума как орган власти обладает необходимыми полномочиями для влияния на все социально-экономические, политические и др. процессы, происходящие в стране. Наделенная правом принимать законы, регулирующие жизнь страны, Государственная Дума столь же необходима для субъектов лоббирования, как и Администрация Президента, Правительство РФ.

Деятельность Правительства РФ, являющаяся управленческой по характеру и распорядительной по содержанию, осуществляется на основе и во исполнение закона. Вместе с тем согласно ч.2 ст. 115 Конституции РФ, Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. И в этом отношении Правительство РФ в не меньшей степени, чем какой-либо другой субъект лоббистской деятельности, заинтересовано в лоббировании нужных ему законов.

С другой стороны, анализ управленческой деятельности исполнительной власти показывает, что она реализуется преимущественно в сфере регулятивных правоотношений, возникающих на основе правомерного поведения субъектов управленческих процессов. В этом отношении государственное управление есть организующая деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Политической прерогативой российского парламента является дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, решение вопроса о доверии правительству, назначение на должность и освобождение Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. В этой связи к числу причин, стимулирующих лоббистскую деятельность в Государственной Думе РФ, несомненно, следует отнести наличие в Конституции РФ положений, определяющих порядок и процедуры выражения недоверия Правительству РФ, импичмента Президенту РФ. В любой стране, как правило, существуют течения, партии и общественные организации, ставящие своей целью замену правительства и президента.

Немаловажное значение в стимулировании процесса лоббирования в российском парламенте имеет заложенный в Конституции РФ механизм отклонения законов, принятых Государственной Думой, позволяющий заинтересованным субъектам добиваться возвращения в парламент законопроектов, отклоненных Советом Федерации или Президентом РФ с последующим внесением в них необходимых изменений.

Помимо указанных причин конституционного устройства высшей власти, обусловливающих потребность в лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ, свою весомую лепту в необходимость существования института лоббирования в парламенте вносят субъекты Федерации: края, области, республики, национальные и автономные округа, города, мегаполисы. Обладая значительной долей самостоятельности, регионы крайне заинтересованы в получении дополнительных льгот, будь то бюджетное финансирование, оффшорные зоны, таможенная и тарифная политика, экспорт, иностранные инвестиции и т. д.

В лоббировании своих интересов нуждаются не только дотируемые регионы, но и в не меньшей мере регионы с высокой степенью финансово-хозяйственной устойчивости. Так, из-за нерасторопности московских лоббистов и наоборот, большой активности региональных лоббистов при утверждении бюджета 1997 года Москва лишилась значительных государственных субсидий, которые она получала на протяжении десятков лет через федеральный дорожный фонд.

Одной из важнейших предпосылок группового давления на парламент, его лоббирования является многопартийность, не нашедшая адекватного представительства в Государственной Думе.

В предшествующие годы при однопартийной системе особой нужды в лоббировании партийных интересов не было. В нынешнее время, когда число партий общероссийского статуса, только официально зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ, достигает нескольких сотен, потребность в лоббировании их интересов, несомненно, значительна. Партии, участвующие в политической борьбе, попросту не могут отказаться от попыток через Государственную Думу РФ продвигать интересы своего электората. Лоббированием в парламенте занимаются как партии, победившие на выборах, так и те, которые не набрали необходимый процент.

Вторым крупным блоком причин, обусловливающих лоббистскую деятельность в российском парламенте, как уже отмечалось выше, являются факторы роста. Так, образование новых субъектов политики, стратов, корпораций – предпринимателей, банкиров, нефтяных и газовых баронов и др., – в силу объективных обстоятельств не успевших получить своих представителей среди депутатов, подталкивает их к поиску точек доступа в парламенте с целью отстаивания и проведения интересов, свойственных общественному положению и статусу.

В новых условиях хозяйствования и функционирования системы власти свои профессиональные объединения создал директорский корпус страны: руководители крупных государственных объединений и предприятий, профсоюзы, члены экологического движения, бухгалтеры, экономисты, юристы, мусульмане, народы Севера и т. д. В это же время возникли организации, претендующие на монопольное представительство и отстаивание интересов ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства; Российский союз промышленников и предпринимателей, Аграрный союз; Торгово-промышленная палата и т. д.

В отличие от новых предпринимателей, промышленники вначале не связывали отстаивание своих интересов с участием в работе Государственной Думы РФ. Старые каналы связей еще оказывали влияние на принятие необходимых решений и приносили более ощутимые результаты, нежели прямое лоббирование. Однако в декабре 1990 г. была учреждена первая организация промышленников – Партия свободного труда (И. Коровиков, В. Тихонов), которая проложила дорогу политическим организациям, декларировавшим отстаивание интересов крупного, среднего и малого бизнеса, в том числе в российском парламенте.

В качестве организаций, открыто заявивших о своих намерениях участвовать в процессе отстаивания и продвижения собственных интересов, можно назвать Партию экономической свободы (К. Боровой, И. Хакамада), «Предпринимательскую политическую инициативу» (М. Масарский, К. Затулин), преобразованную в «Объединение предпринимателей за новую Россию», Либеральный союз предпринимателей. Независимое гражданское движение в поддержку предпринимательства в России» и др. Ряд руководителей этих организаций в последующем стали депутатами Государственной Думы. В частности, Б. Березовский, А. Абрамович и другие «конструктивные» оппозиционеры по-разному относятся к званию депутата, связям со СМИ и пр. формам политической активности, используя их как выгодные козыри в лоббировании своих интересов.

Немаловажное значение среди причин, обусловливающих необходимость существования лоббизма в парламенте, имеет фактор неравномерности образования субъектов общественной жизни. Колесо истории неумолимо меняет расстановку сил, возвышая одних, низвергая других. Неравномерность образования субъектов общественной жизни ведет к тому, что и новые, и старые корпоративные силы нуждаются в лоббировании своих интересов, поскольку без этого успешное продвижение или даже сохранение достигнутого положения в любой из областей их деятельности, как показывает многовековая история, невозможно.

Выделяя причины, порождающие процесс лоббирования в Государственной Думе, нельзя не отметить и такую вневременную историческую причину, как непрямолинейность исторического процесса развития. Никто не может со стопроцентной гарантией утверждать, что раз начавшийся процесс каких бы то ни было политических, экономических, социально-культурных преобразований, реформ, нововведений, хозяйственных инноваций, расширения прав и свобод личности сохранит свою поступательную направленность, не повернет вспять или хотя бы чуть-чуть не изменит вектор направления своего исторического движения. За каждым таким изменением, историческим поворотом судьбы миллионов людей – благополучие сотен корпораций, партий, общественно-политических объединений и других участников политической жизни страны.

Производной от этих двух указанных выше причин, обусловливающих необходимость лоббистской Деятельности в парламенте, является начавшийся с 1993 г. бурный процесс изменения существовавшего законодательства применительно к новым историческим условиям, к новому социально-политическому укладу государства.

За период работы Государственной Думы с 1993 г. по 2000 г. на заседаниях российского парламента рассмотрено свыше тысячи законодательных актов. Введены в действие многие основополагающие правовые документы. Такой бурный процесс изменения основных правил жизнедеятельности общества, несомненно, стимулирует активизацию лоббистской деятельности, поскольку корпоративные группы, если они не хотят остаться за бортом истории, вынуждены каждодневно искать пути влияния на содержание новых законодательных актов.

Лоббистская деятельность в парламенте имеет своей причиной не только политические предпосылки. Парламентский лоббизм не в меньшей степени опосредован психологическими факторами. Более того, со всей очевидностью можно утверждать, что основная причина любого лоббирования, будь то отстаивание политических, экономических, социально-культурных или иных интересов, имеет одной из основных своих первопричин психологический фактор.

Актуальная потребность в лоббистской деятельности в российском парламенте обусловлена, прежде всего, многообразием существующих в обществе интересов, установок, предпочтений, ценностных ориентации потребностей и т. д. Весь этот набор особой психологической составляющей жизнедеятельности индивида, коллектива, территории, отрасли, конфессии и т. д. требуется отстаивать, продвигать, законодательно закреплять в законах их корпоративный интерес в принимаемых Государственной Думой РФ документах. Групповой интерес изначально предполагает нацеленность на достижение вполне определенных, групповых целей в российском парламенте.

Представители групповых – корпоративных интересов генетически запрограммированы на взаимодействие с властными структурами. Групповой интерес в России играет не маргинальную, а ключевую роль, поскольку вся система отношений данного института общественных отношений и центральной власти носит ярко выраженный корпоративный характер. Как отмечает С. Перегудов, «...само понятие "корпоративизм", хотя оно и происходит от слова "корпорация", в современном значении есть не что иное, как одна из форм взаимодействия групп по интересам и государства».

Данные о многовариантности существующих в обществе интересов и потребностей подтверждаются результатами социально-психологических исследований. Эмпирические исследования свидетельствуют, что калейдоскоп восприятий и представлений населения характеризуется отсутствием какой-либо абсолютно господствующей социально-психологической тенденции не только в обществе в целом, но и в рамках различающихся по доходам групп населения, в том числе богатых и бедных.

Анализ партийно-политических ориентации, общественных интересов, предпочтений представителей российского бизнеса позволяет констатировать его расколотость как в экономическом, так и в идейно-политическом плане. И в этом случае плюрализм, многовариантность предпочтений обусловливают чисто психологическую потребность апелляции к власти, к Государственной Думе с целью получения от нее нужных решений.

Вместе с тем кардинальное реформирование жизненного уклада существенно активизировало российское общество, привело к образованию многочисленных неформальных объединений, имеющих политический характер. Политические партии, общественные объединения как организационно оформленные объединения людей, придерживающихся сходных идеологических установок, сходной системы ценностей, разделяющих выраженную в программе партии общую модель желаемого, «потребного будущего», выступают как общественные выразители интересов и потребностей различных социальных слоев общества, как материализованная форма их общественного сознания.

Занимаясь профессионально или полупрофессионально переводом экономических и духовных интересов делегирующих их социальных групп на язык политических требований и программ, политические партии, объединения осуществляют тем самым своеобразный глубинный психоанализ, рефлексию смутных, но тем не менее болезненных проблем, переводя их в доступную рациональной проработке сознательную плоскость.

Через политическую борьбу общество осознает множественность возможных альтернатив выбора путей развития, а затем, избрав один из них, реализует свою свободу и бремя выбора.

Корпоративные группы, пытающиеся с помощью Государственной Думы отстаивать свои интересы, базируются на субъективном осознании их членами органической близости социальных позиций и целей, избранных по жизни социально-политических ориентиров и системы ценностей. На рефлексивном уровне устанавливаются негласно принятые или посредством действующей формы правовой фиксации оговоренные правила «игры», формулируется, устно или письменно, «кодекс чести».

Уровень ментальности и придает абстрактным социальным архетипам конкретно-историческую спецификацию и дифференцирует их рационально или иррационально в соответствии с принятыми параметрами социального расслоения.

Духовная «самость» различных локальных объединений, групп, существующих в обществе, составляет некую оболочку локального общества, борющегося, отстаивающего свои права в Государственной Думе. Различия их установок, поведенческих ориентации, потребностей, целенаправленных интересов и ценностного мира обусловливают социальную рефлексивность, выражаемую посредством борьбы за свой интерес на всех уровнях власти.

Сегодня в России за власть, право распоряжаться судьбами страны и людей борются как минимум три общественно-политические силы, которые объединяют в себе самые разные партии и движения. Это те, кто стоит на позициях возврата к старым временам (будь то социализм или монархия, в модернизированном варианте или точная копия), те, кого устраивает нынешний порядок вещей (с его лакировкой или без), и те, кто выступает за иной путь развития.

В данном случае практика лоббирования групповых интересов и берет на себя обязанность выражать весь тот спектр общественного интереса, который не находит своего выразителя в официально сложившейся структуре парламента.

Между представителями различных корпоративных групп идет постоянное соперничество, которое стимулирует их в поиске наиболее эффективных рычагов влияния на власть. Борясь за свои интересы корпоративные организации активно используют парламентский лоббизм, в котором весьма нуждаются. В борьбе за отстаивание своих приоритетов активно участвуют не только представители бизнеса, но и сторонники различных политических течений – коммунистической, социал-демократической, социал-либеральной идеологии, национал-демократы, а также «зеленые», демократические социалисты, реалисты и т. д.

Противоположные политические ориентации ведут к противостоянию, а то и к открытому конфликту между этими группами (стратами). Если индивиды принадлежат к различным по своим политическим ориента-циям группам, то система их убеждений, составляющая ядро личности, также значительно отличается. Люди, относящиеся к противостоящим политическим партиям, рассматривают собственную позицию как истинную, а политические взгляды оппонентов – как ложные.

Изменения в сфере общественного сознания постоянно редуцируют новые направления общественного и группового интереса. При этом любая импликация «интереса» представляет для общества, корпоративных групп, его составляющих, прежде всего то, что имеет ценность. Ценность не только идеологическую, культурную, духовную, но и прагматическую.

Анализ показывает, что благодаря взаимодействию с лобби российскому парламенту в значительной мере удается найти взаимоприемлемый баланс интересов и в данной сфере межличностных, межгрупповых отношений. Психологическими предпосылками лоббизма в российском парламенте выступают и разные приоритеты этнических групп, населяющих Россию. 160 наций и народностей обладают различным уровнем комплиментарности (показатель степени совместимости этносов по Л.Н. Гумилеву), исторически стремятся к отстаиванию прав и интересов своего этноса.

Если рассматривать лоббирование с позиций психологии малых социальных групп, корпоративных объединений, партий, общественных организаций, то их неучтенные интересы, потребности, установки, цели, мотивы несут в себе такой заряд потенциальной энергии, который без внимания оставлять не то что нельзя, но и опасно. Голос не представленных в Госдуме субъектов общественно-политической, экономической, культурной жизни, передаваемый посредством деятельности лоббистов, вливаясь в общий хор думских голосов, с одной стороны, переводит борьбу по отстаиванию корпоративных интересов из сферы силовых методов в сферу коммуникативных отношений, с

другой – усиливает легитимность парламента, добавляя ему неформальную представительность.

Система функционального представительства, организуемая лоббистами, примечательна тем, что заинтересованная группа может изложить свою особую точку зрения на предмет законотворчества, высказать мотив необходимости какой-либо поправки к действующему закону непосредственно законодательному собранию и добиваться того, чтобы ее интересы и потребности были приняты во внимание. Исследования показывают, что российский парламент сам заинтересован в налаженных контактах с лоббистами, способствующих эффективному функционированию коммуникативного процесса, охватывающего широкий крут существующих в обществе страт и элит.

Представляемые лоббистами в законодательное собрание предложения отличаются высокой степенью проработанности. Современные лоббисты являются прежде всего высококлассными экспертами в вопросах государственного управления – его структуры, программ, политики и законодательного процесса. Лоббисты не только отстаивают политические позиции и защищают экономические, социальные и иные интересы, но и обеспечивают парламентариев весьма важной информацией.

Будучи зачастую основным звеном связи различных субъектов политической, экономической и иной деятельности с творцами политических решений, лоббисты органически включены в планирование и реализацию соответствующих комбинаций достижения стратегических целей.

Психологические предпосылки лоббизма в российском парламенте имеют своей основой не только стремление определенных групп, существующих в обществе, отстаивать свои интересы, потребности, идеалы, установки и т. д., но и предрасположенность, готовность многих депутатов по тем или иным причинам участвовать в процессе лоббирования. Не будь такой предрасположенности, ни о каком лоббировании не могло быть и речи.

Чтобы иметь возможность сопоставить все многообразие политических установок, интересов и потребностей, построить единое семантическое пространство, депутату Государственной Думы, если он исходит из позиции государственных приоритетов, в идеале крайне необходимо иметь представление обо всем спектре предпочтений имеющихся у населения, и в этом отношении лоббистская деятельность для парламентария представляет определенное благо, которое смогло изобрести человечество, защищая интересы многочисленных групп, категорий и слоев населения.

Перед каждым парламентарием в отдельности, а также перед всей Думой в целях эффективной законотворческой работы стоит непростая задача построения семантических пространств применительно к различным политическим партиям и объединениям, корпоративным группам. Выявление семантического пространства позволяет законодателям отобразить когнитивную сложность сознания и менталитета представителей этих групп людей, характер конструктов – специфику категоризации мира, а размещение объектов внутри пространства – совокупность личностных смыслов и ценностей, присущих этим индивидам. Совокупность указанных данных является хорошим ориентиром в выборе направления законотворчества.

Авторитет и влияние депутата сегодня связаны не столько с парламентом, сколько с его активностью и популярностью на иной – политической, профессиональной – ниве. В связи с большими трудностями избрания, спецификой попадания в парламент депутатство не может стать постоянной профессиональной деятельностью. Именно поэтому у многих депутатов политика, а не депутатство как таковое, становится профессией и призванием.

Таким образом, лоббизм в теоретическом плане можно квалифицировать как один из механизмов реализации в политике психологических отношений между обществом и государством между корпоративными группами и Государственной Думой РФ. Со стороны общества этот механизм есть своего рода специфическая система функционального представительства групповых интересов в органах государственной власти (в Государственной Думе РФ) в разнообразных направлениях перекрывающая и дополняющая систему географического представительства н парламенте и восполняющая отсутствие таковой системы в исполнительных органах власти.

Сущностная характеристика лоббизма как системы функционального представительства групповых интересов заключается в том, что в теории – это система непосредственною (прямого) представительства. Каждая заинтересованная группа может довести до

сведения Государственной Думы РФ свое мнение по рассматриваемым вопросам и отстаивать свои позиции. Для некоторых групп, далеких от коридоров власти, маловлиятельных либо не способных осуществлять мощные кампании воздействия на государственные органы, законно обеспеченная возможность лоббировать свои интересы в государственной Думе РФ – практически единственный шанс попытаться реализовать свои цели.

Множественность участвующих в лоббизме организаций, отражающих социально-экономическую и политическую структуру общества, – непременное условие, позволяющее считать лоббизм политическим институтом. Борьба же конкурирующих вариантов решений той или иной проблемы дает возможность российскому парламенту выбрать лучший из них или достичь приемлемого компромисса.

Так можно представить лоббизм в теоретической конструкции. Но будучи погруженной в реальную действительность российской демократии, эта конструкция обрастает разными характеристиками, свидетельствующими о том, что лоббизм – обоюдоострый инструмент, способный сотворить обществу как благо, так и вред.

В целом, политико-психологическими предпосылками парламентского лоббизма являются следующие: во-первых, лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и Государственной Думой РФ; во-вторых, лоббизм выполняет функции организации плюрализма общественных интересов; в-третьих, лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой возможности.

Из всего сказанного можно заключить, что современный парламентский лоббизм начал формироваться в систему функционального представительства групповых интересов лишь тогда, когда во взаимодействии друг с другом в полную силу заработали два мощных фактора, стимулировавшие и продолжающие стимулировать развитие потребностей в таком представительстве. Этими факторами являются политические и психологические детерминанты, свойственные деятельности российского парламента в рыночных условиях.

Там, где возникают рыночные отношения, функционирующие под эгидой демократической политической системы, общество неизбежно начинает структурироваться в сторону усложнения превращаясь по мере созревания рыночных механизмов и стабилизации демократических процессов в развитую систему множества разнообразных, хорошо организованных экономических и иных групповых интересов. Между ними устанавливаются сложные отношения сотрудничества и соперничества, продуктивного взаимодействия и суровой конкуренции. В результате постоянно формируются групповые притязания, вспыхивают межгрупповые противоречия и конфликты, удовлетворить или погасить которые во многих случаях способно только государство.

Лоббизм в российском парламенте – объективное явление демократической политической системы, неизбежная принадлежность общества, которое допускает плюрализм в качестве нормы своей жизнедеятельности. Благодаря цивилизованному лоббизму все заинтересованные группы могут доводить до сведения Государственной Думы свои мнения по рассматриваемым законам, отстаивать свои позиции, добиваться решений законными методами, но для этого нужен закон, регулирующий эту деятельность.

Таким образом, основные причины организационного формирования групповых интересов в Государственной Думе РФ – это, во-первых, политические проблемы данного десятилетия, порожденные особенностями развития и функционирования самой политической системы, многопартийностью, усилением роли международного фактора, особой спецификой полномочий и функций, закрепленных за парламентом в Конституции РФ, во-вторых, это традиционные предпосылки, связанные с историческим развитием социума, характеризующиеся борьбой нового со старым, неравномерностью и непрямолинейностью исторического развития, обусловливающие необходимость отстаивания групповых интересов, для того чтобы выжить и развиваться, и в-третьих, необычайная плюралистичность социального пространства, характеризующаяся наличием множества разнонаправленных групповых интересов, установок, ценностей мировосприятия, идеологий, потенциальных и реальных психологических сил, способности социальных групп к адаптации в современных условиях.

Благодаря наличию данных атрибутов лоббизм можно считать особым общественно-психологическим институтом политической системы России.

Структура парламентского лоббирования

Исследование лоббизма с позиций психологии как относительно самостоятельного политического института, обладающего необходимыми для этого статусными признаками, в первую очередь предполагает раскрытие субъекта лоббистской деятельности, его объекта и предмета.

Современный психологический портрет лоббистской деятельности включает в себя, с одной стороны, характеристику широкого спектра правительственных и неправительственных организаций, выражающих интересы различных страт, классов, слоев и групп российского общества, с другой стороны, множество точек доступа, через которые осуществляют влияние группы интересов, лоббисты, и, наконец, описание многообразия векторов интереса лоббирования – то, из-за чего тратятся силы, энергия и финансовые ресурсы лоббирующих организаций.

В мировой практике существуют различные типы классификации субъектов лоббистской деятельности, начиная от степени их организации и кончая типом выражаемого интереса. В России до последнего времени наиболее значимым был отраслевой и региональный лоббизм. С вступлением страны в эпоху новых экономических отношений пальма первенства в лоббистской деятельности перешла к другим субъектам.

Анализ публикаций, посвященных проблемам лоббизма, показывает, что в зависимости от позиции авторов существуют различные варианты классификации субъектов лоббистской деятельности в российском парламенте. В качестве такового критерия, как правило, выступает или институциональный признак, или функциональный, бывает, что одновременно и институциональный, и функциональный.

Вне зависимости от выбранного способа классификации лоббизма субъекты лоббистской деятельности есть объективная реальность, зафиксированная многими исследователями. Эта реальность обладает своей специфической мотивационной направленностью, психологией деятельности, характеризующейся поисковым, новаторским поведением. Как показывает анализ, реальная психология субъектов лоббирования представляет собой продукт взаимодействия и взаимоналожения мотивационных, познавательных (когнитивных), аффективных (эмоции), коммуникативных (общение) процессов.

Наиболее содержательная, на наш взгляд, классификация предложена СП. Перегудовым и И.С. Семе-ненко. В первую, «.политизированную», группу лоббистов они включают группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются политического влияния через участие в выборах и прямо вовлечены в борьбу. В качестве социальных лоббистов у них фигурируют аграрии и профсоюзы. В целом же число добровольных организаций, защищающих интересы социальных групп, по их оценкам, велико и неуклонно растет. К ним относятся женские, экологические, молодежные организации. Социальные интересы часто используются в лоббистских целях корпораций и отраслевых комплексов (ВПК и АПК). К категории экономических лоббистов указанные авторы относят финансово-промышленные группы, корпорации и отраслевые комплексы.

Субъектами лоббистской деятельности в Государственной Думе являются, в первую очередь, наиболее мощные и влиятельные государственные и гражданские институты, а также промышленно-финансовые корпорации. В числе названных:

1) администрация Президента РФ и его представительства по семи регионам;

2) правительство РФ, в том числе МО, ФСБ, МВД, другие министерства, ведомства и комитеты;

3) Совет Федерации;

4) Генеральная прокуратура РФ, суды (Арбитражный, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ);

5) Центральный банк РФ, банки, корпорации, фонды, финансовые комиссии;

6) регионы России, в том числе города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Республика Татарстан, этнические группы;

7) отраслевые объединения, в том числе ВПК, АПК, газовики, нефтяники, энергетики, космическая промышленность, производители алкоголя и табака, текстильщики, транспортники,

связисты и телевизионщики, издатели печатной продукции, представители рекламных агентств и т. д;

8) партии, общественные организации, профсоюзы;

9) отечественные конфессии, церковь, зарубежные секты;

10) иностранные государства и фирмы.

Президентский лоббизм – наиболее представительный, развитый и мощный институт отстаивания и продвижения интересов высшего должностного лица страны в Государственной Думе РФ. Президентский лоббизм, а также правительственный порождены, прежде всего, особенностями политической системы России. С 2000 года Президентом назначаются 7 его представителей в регионах России. Это, безусловно, дает новое направление проявлению лоббизма в современной парламентской практике России.

На пути к этой цели лежит много различных препятствий, эффективное преодоление которых зависит не только от умения и опыта самих лоббистов, но прежде всего от таких важнейших факторов, как общее состояние отношений Президента РФ и Правительства РФ с парламентом и та роль, которую Президент РФ и премьер-министр отводят своему лоббистскому аппарату, какими полномочиями они его наделяют.

Выступая как единое целое, лоббистская деятельность Администрации Президента РФ и аппарата Правительства РФ все же, в силу ряда политических обстоятельств – борьбы за власть, соперничества аппаратов, разных задач, разного видения ситуации – имеет сегодня отдельные, а в ряде случаев довольно существенные различия. Именно поэтому более объективно будет говорить не о едином субъекте лоббистской деятельности в лице Администрации Президента РФ и аппарата Правительства РФ, а о двух отдельных субъектах, лоббирующих свои особые, специфические интересы в парламенте.

В ряде случаев, чтобы продвинуть свои собственные корпоративные интересы, вопреки существующему в правительстве правилу, МВД, Министерство обороны, ФСБ, отдельные министерства, ведомства и комитеты осуществляют самостоятельную лоббистскую деятельность в российском парламенте. Многочисленные ряды федеральных лоббистов пополняются и за счет лобби Генеральной прокуратуры РФ, Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ.

Лоббизм Совета Федерации РФ выступает следующим по уровню и значимости самостоятельным субъектом лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ. Необходимость лоббирования им своих интересов Советом Федерации также заложена в Конституции РФ, где говорится о том, что Совет формируется из глав администраций регионов и что законы обязательно должны быть рассмотрены в Думе.

Таким образом, в Конституции РФ изначально заложены предпосылки необходимости лоббирования парламентской деятельности Государственной Думы РФ Советом Федерации, поскольку его члены весьма заинтересованы в продвижении интересов регионов, которые они представляют.

Исследование лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ показывает, что в качестве самостоятельного лоббистского субъекта зачастую выступает и такое специфическое лобби, как лобби центрального бюрократического аппарата. Аппарата, отстаивающего свои особые институциональные интересы, интересы чиновнического класса.

Наряду со структурами Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации РФ, а также аппаратом федеральных органов власти субъектами лоббистской деятельности являются административные территории Российской Федерации – республики, области, края, мегаполисы, города, этнические группы и т. д. – так называемый региональный лоббизм.

Среди региональных лоббистов, обладающих большими возможностями диктовать свои условия центру, выделяются представители обеих столиц, регионов, в которых базируются жизненно важные для экономики страны предприятия и службы (нефтегазовые и транспортные) или находятся зоны потенциально острых социальных конфликтов (например, Приморский край, Кузбасская область), а также представители некоторых республик и автономий.

Поскольку из 89 субъектов Российской Федерации только 10–12 отчисляют в госбюджет больше, чем получают из него, то вполне закономерно, что 2/3 субъектов Федерации являются дотационными, причем 26 из них, относящиеся к остро нуждающимся в государственном финансировании, просто вынуждены, чтобы не погибнуть, заниматься лоббистской деятельностью.

Если эффективность лоббирования исчислять долей полученного от причитающегося госбюджетного финансирования, то первое место принадлежит Москве (95%), в то время как среди занимающих последние места – как раз остро нуждающиеся северные области и аграрный юг.

Исследование показало, что «попытки наладить эффективное лоббирование трансрегиональных интересов через широкомасштабные ассоциации типа Сибирского соглашения или Ассоциации Европейского Севера имели пока очень скромные успехи из-за отсутствия цементирующих такие объединения структур (например финансирование)».

К числу основных, доминирующих субъектов лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ, несомненно, относится и финансово-экономическое лобби.

По некоторым оценкам, в настоящее время помимо финансово-промышленных групп действуют более десяти крупных экономических группировок, отстаивающих интересы отраслевых комплексов. Так, интересы газовиков представляет РАО «Газпром», сельчан – АПК, оборонной промышленности – ВПК.

Вместе с тем, по оценке ряда специалистов, отраслевой лоббизм в Думе все-таки существует. Наиболее яркий пример – аграрии. Фракции КПРФ, ЛДПР, депутатская группа «Народовластие» периодически вспоминают об интересах ВПК. ТЭК «курирует» депутатская группа «Российские регионы», многие из членов которой на выборах поддерживались нефтяными компаниями. Не отстает от них в этом плане и фракция «Яблоко».

Свою особую лепту в лоббистский процесс в Государственной Думе РФ вносят лоббисты партий, общественных организаций, профсоюзов.

Многочисленные партии и общественные объединения, представленные на политическом пространстве страны, пытавшиеся получить места, но не получившие их в Государственной Думе, активно занимаются лоббистской деятельностью в российском парламенте. Как правило, такие группы не опираются на разветвленную сеть добровольных организаций, их лоббистские возможности весьма ограничены и зачастую характеризуются личным авторитетом лидеров. Как отмечают исследователи, «группы граждан, общественные объединения, которые появились, несравнимы по своему влиянию и ресурсам с отраслевыми, региональными группировками, не имеют выхода на власть».

Одним из самых влиятельных лоббистов в деятельности Государственной Думы РФ являются профсоюзы. Массовость этих объединений, широко разветвленная сеть региональных отделений делает их влиятельной социально-политической силой. С февраля 1994 г. в структуре аппарата Федерации независимых профсоюзов действует специальный отдел по взаимодействию с партиями, общественными организациями, с Федеральным Собранием РФ. Профсоюзами подписаны протоколы о сотрудничестве в области законотворчества с фракциями «Наш дом – Россия», КПРФ, «Яблоко».

Кроме профсоюзов, имеется еще несколько довольно-таки крупных общественных объединений, представляющих мощную лоббистскую силу, включая различные союзы молодежи, женщин, обманутых вкладчиков, а также тех групп населения, которые зависят от государственного бюджета (учителя, врачи, военнослужащие). Другая лоббирующая группа включает в себя экологические организации, просветительские, инвалидные, спортивные и т. д.

Лоббизм конфессий, пожалуй, один из самых специфических. При всей несовместимости религиозной деятельности с политической (что во многих конфессиях запрещено) представители данного института – а их в России насчитывается более ста – ведут активную, скрытую, достаточно эффективную лоббистскую деятельность в Государственной Думе РФ. Наибольшая активность отмечается со стороны православной, мусульманской и иудейской религий, которые и так являются наиболее мощными конфессиями в стране.

В качестве субъекта лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ выступают не только отечественные государственные институты и заинтересованные корпоративные группы, но и иностранные государства, их крупные промышленно-финансовые корпорации, фонды и партии и т.д.

Иностранный лоббизм – лоббисты, работающие в пользу иностранных государств,– дополняет узаконенную дипломатию, действуя в качестве местных советников иностранных правительств и других клиентов. Лоббисты выполняют много задач, которые по протокольным или иным соображениям боятся брать на себя дипломаты. В последнее время весьма активно лоббистскую деятельность в Государственной Думе РФ осуществляют зарубежные секты.

К иностранным субъектам лоббистской деятельности можно отнести правительства иностранных государств и иностранные политические партии, религиозные конфессии; товарищества, ассоциации, корпорации и иные объединения лиц, созданные по законам иностранных государств либо имеющие основное место своей деятельности в иностранных государствах.

Представляемые иностранным лоббизмом интересы можно разделить на несколько типов. Это, во-первых, интересы тех государств и их политических организаций, которые добиваются от России какой-либо помощи или стремятся воздействовать на политику этой страны в свою пользу. По объему лоббистской деятельности представительство именно этих интересов сегодня является доминирующим в иностранном лоббизме.

Во-вторых, это торгово-экономические интересы зарубежных частных организаций. По числу нанятых лоббистов впереди идут главные торговые партнеры России: США, Германия, Индия и др.

В-третьих, это корпоративные интересы различных партий иностранных государств (наиболее активно действуют США и Германия), интересы всевозможных фондов (Сороса, Карнеги, Аденауэра и т. д.), а также конфессий и движений. Особую активность проявляют пролайфовские организации, борющиеся за запрещение абортов, планирование семьи (США, Англия, Франция).

В целом же десятки государств, их частных компаний, фондов и партий систематически или периодически стремятся посредством лоббизма обеспечить свои интересы на российском пространстве.

Организации, занимающиеся лоббистской деятельностью, можно разделить на три категории. К первой категории, наиболее мощной и влиятельной, относятся Администрация Президента РФ, аппарат Правительства РФ, региональные власти. Ко второй – наиболее многочисленные корпоративные группы, представляющие те сферы жизнедеятельности общества, где групповой интерес структурно оформился для

отстаивания своих приоритетов. И наконец, к третьей – пока еще весьма немногочисленной, зачастую официально не оформленной – относятся все те организации, основным родом деятельности которых является непосредственно лоббизм.

Если у представителей первых двух категорий проблема лоббистской деятельности является производной от основной деятельности, то у организаций, относящихся к третьей группе, эта деятельность именно та, ради которой они создавались. Для них воздействие на процесс принятия законов не есть отстаивание личных корпоративных интересов, а лишь работа, особый вид бизнеса. Подобного типа организации (союзы) создаются либо для постоянной работы, либо для решения одной-двух узкоспециализированных задач.

Крут эффективных лоббистов в России ограничивается представителями групповых интересов, формально не организованных ни в добровольные ассоциации, ни в политические группировки, ни в какие иные оформленные структуры.

Анализ психологии лоббирования в парламентской деятельности показывает наличие многочисленных субъектов группового давления, отражающих широкий спектр существующих в российском обществе интересов.

Условия для лоббистской деятельности в российском парламенте тем благоприятнее, чем больше в нем точек доступа. Исследование показывает, что их число напрямую зависит от структуры парламента и регламентированных процедур принятия законодательных актов. Чем количественно богаче и качественно сложнее структурирована система, тем больше в ней не только постоянно существующих, но потенциально возможных точек доступа.

Государственная Дума РФ обладает значительным числом всевозможных точек доступа как непосредственных, так и опосредованных. Как правило, непосредственное лоббистское давление оказывается на:

1) депутатов и их помощников;

2) комитеты и комиссии;

3) фракции, депутатские группы;

4) аппараты Государственной Думы и комитетов.

В качестве точек доступа активно используются и процедуры, предусмотренные в Государственной Думе

при обсуждении тех или иных проблем, законодательных актов. В этом случае точками доступа являются:

1) парламентские слушания;

2) обсуждение законопроектов в комитетах и комиссиях, депутатских группах;

3) обсуждение законов на согласительных комиссиях;

4) обучающие семинары с депутатами, организация их поездок по России, за границу, личные встречи, юбилеи, банкеты, праздничные мероприятия.

Опосредованными точками доступа в нижнюю палату российского парламента, влияния на принимаемые Государственной Думой РФ законодательные акты может быть лоббирование Совета Федерации или Президента РФ, которые согласно положениям Конституции РФ имеют право наложить вето на представленный Думой закон.

Депутаты и их помощники испытывают постоянное лоббистское давление. Депутат – это человек, победивший на выборах и переигравший своих конкурентов в трудной борьбе. Большинство депутатов сознают свою силу, считая себя не такими, как все остальные. У некоторых из них часто присутствует ощущение своей особой миссии. Отношения депутата с окружающими в значительной степени инструмен-тальны. Конфликты и барьеры в отношениях с близкими, как и глубинные личностные проблемы, если и осознаются, то находятся на периферии сознания и не рассматриваются как ведущие.

Групповые интересы во всем многообразии их конкретных форм (местные, региональные, отраслевые, отдельных корпораций и т. п.) служат важнейшей отправной точкой, от которой депутат начинает формировать свою позицию по тому или иному законопроекту. В американском политическом лексиконе устойчиво закрепилось понятие «встроенный лоббист». Подобный термин вполне применим и к российским парламентариям, постоянно защищающим определенные групповые, корпоративные интересы.

Непоследовательность, противоречивость, даже парадоксальность политического поведения, характерные зачастую для российских парламентариев, не в последнюю очередь обусловлены прагматической целесообразностью так или иначе откликаться на запросы лоббистов, представляющих многочисленные и разнообразные, в том числе конкурирующие между собой, групповые интересы.

Помощники депутатов также играют немаловажную роль в процессе организации лоббирования групповых, корпоративных интересов. Как правило, в силу своего статуса и положения помощники депутатов имеют прекрасные возможности вносить необходимые корректировки, поправки в законодательные и иные акты, рассматриваемые Государственной Думой РФ. Эти возможности помощников активно используются лоббирующими группами, которым трудно найти контакт и взаимопонимание с депутатами. В данном случае лоббирование осуществляется либо через помощника депутата по Государственной Думе, либо через помощников по региону, которых у депутата на постоянной работе пять. Немаловажную роль играют и помощники на общественных началах. Их с полным основанием можно назвать «встроенными лоббистами». У отдельных депутатов таких помощников на общественных началах насчитывается несколько сотен.

В российском парламенте комитеты и комиссии являются основным местом подготовки законодательных актов, поправок к законам и постановлений. В силу этого они представляют большой интерес для лоббирующих структур. Именно в комитете лоббисту легче всего добиться принятия необходимого решения, так как там главной ценностью является суть вносимого закона, а не только красноречие и партийная принадлежность депутата. На пленарных заседаниях Государственной Думы мнение комитета оказывается решающим в вопросе о том, принимать закон или отклонять. Основным направлением работы лоббирующих структур является социально-психологическое воздействие, в первую очередь на председателя комитета и его заместителей, а также на неформального лидера в комитете.

При большинстве комитетов активно действуют экспертно-консультативные советы, тематические группы, межведомственные комиссии, созданные из депутатов, сотрудников аппаратов и внешних экспертов, которые, как показывают исследования, также являются прекрасными точками доступа для лоббистов.

На эффективности функционирования лоббизма могло бы положительно отразиться возрастающее число подкомитетов в Государственной Думе РФ, однако центр тяжести по выработке законодательных решений в них так и не переместился. Вместе с тем, учитывая, что подкомитетов гораздо больше, чем комитетов, а каждый подкомитет в силу узкой специализации и крайне ограниченного числа своих членов нуждается в помощниках-экспертах, их потенциальные возможности для различных корпоративных групп с целью лоббистского воздействия весьма привлекательны.

Важными точками доступа как для президентских и правительственных структур, так и для других субъектов лоббистской деятельности являются совещания по координации законотворческой деятельности, консультативные семинары с депутатским корпусом.

Еще одним направлением, которое используют лоббирующие организации по внесению своих поправок, является работа согласительных комиссий по координации законотворческой деятельности. Согласование основных положений законопроектов – дело весьма трудоемкое и кропотливое. Только за весеннюю сессию 2000 г. было проведено более 50 заседаний согласительных комиссий по законам, отклоненным Президентом России и Советом Федерации. В 20 случаях согласительные процедуры дали положительный результат.

Не менее важны для продвижения корпоративных интересов существующие в российском парламенте фракции, депутатские группы. Более того, в силу большой политизированности Думы, жесткости занимаемых позиций противоборствующих групп воздействие на фракцию и депутатов, объединившихся в группы, представляет самый верный путь к проведению нужной поправки, принятия закона, постановления.

Исследование лоббистского воздействия групп интереса на российский парламент показывает, что лоббисты работают не только с законодателями. Есть еще один контингент, представляющий собой очень важную и эффективную точку доступа,– госслужащие парламента. Существует множество свидетельств того, какую важную роль играют иные чиновники Государственной Думы и ее комитетов в законотворческой деятельности.

Думская статистика свидетельствует, что около 60% всех законов разрабатываются в комитетах специалистами аппарата. Действительно, в силу специфики своей деятельности депутату просто не хватает времени, что называется, сидеть над законом, и поэтому вся работа переходит в руки работников аппарата.

Еще одним каналом, через который осуществляется воздействие на законодательный процесс и работу парламента, является канал обращений, заявлений, писем и документов, поступающих в Государственную Думу РФ. Показатели количества полученных и отправленных документов являются косвенным свидетельством активности лоббирующих групп. Так, только за период весенней сессии 2000 г., согласно официальной справке аппарата Государственной Думы, в парламент поступило 269 тысяч разного рода документов и было отправлено 349 тысяч.

Подводя предварительные итоги, следует отметить, что объект воздействия групповых интересов в российском парламенте – образование сложное, функционирующее по своим специфическим законам, где важная роль принадлежит психологической доминанте. Каждая точка доступа в парламенте, используемая лоббирующими структурами, представляет собой особый мир психологических характеристик, обусловленных рядом субъективных и объективных причин и обстоятельств.

Основные направления лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ сконцентрированы на следующих участках:

1) законотворческая деятельность Государственной Думы;

2) постановления, резолюции, обращения;

3) международные акты;

4) вопросы, выносимые на «Правительственный час»;

5) поручения Счетной палате.

Предметом лоббирования чаще всего являются условия хозяйственной деятельности: собственность и право распоряжения ею; право на занятие конкретной деятельностью (то, что ранее входило только в компетенцию государства); налоги, квоты, лицензии; государственный заказ (в данном случае имеется в виду не только гарантированность сбыта, но, может быть, и цена, хотя в наших условиях это не гарантия финансирования).

В среде лоббирующих организаций достигнуто согласие относительно основополагающих целей давления на государство путем «разностороннего» лоббирования. К указанным целям относится сохранение традиционных налоговых льгот (скидки на истощение недр, «сухие» скважины; «неощущаемые» расходы, вычеты из суммы налогов той части, которая была уже выплачена нефтяными корпорациями за рубежом, и т. д.); стимулирование протекционистской политики государства по отношению к местным производителям нефти, поддержание более высоких, чем на мировом рынке, цен на энергетические ресурсы; снижение уровня выплат за использование государственной земельной собственности; противодействие попыткам прямого вмешательства государственных структур в дела компаний и ограничение концентрации и централизации капитала в руках нефтяных ТНК.

Важным предметом группового интереса в деятельности Государственной Думы РФ выступают вопросы, по которым российский парламент принимает постановления, резолюции, обращения. Как показывает анализ, посредством постановлений, резолюций, обращений лоббирующие структуры отстаивают свои корпоративные интересы как в сфере внутренней, так и внешней политики государства.

Вместе с тем ратификация международных актов представляет значительный интерес и для многих других субъектов лоббистской деятельности. Так, в первую очередь следует назвать иностранные государства, а также зарубежные финансово-промышленные корпорации, всевозможные фонды, общественные организации и партии. В ратификации международных соглашений или нератификации их весьма заинтересованы отечественные деловые круги и политические партии.

В целом анализ предмета группового интереса лоббирующих структур в деятельности российского парламента показывает, что для лоббистов представляет интерес вся сфера деятельности, которой занимается Государственная Дума РФ. При этом предмет группового интереса стремится обозначиться как на уровне принятия закона, так и на уровне постановления, обращения, резолюции, поручения Счетной палате, в ходе ратификации международных соглашений.

Таким образом, психологическая структура парламентского лоббирования включает в себя единую совокупность, объединяющую как различные корпоративные группы, выступающие в виде самостоятельных психолого-политических объектов, так и особое предметное поле специфического интереса, который обретает себя посредством взаимодействия субъектов лоббистской деятельности с объектами воздействия групповых интересов.