logo
derkach_a_a_politicheskaya_psihologiya

Психология лоббистской деятельности

Основой любого процесса лоббирования в Государственной Думе РФ являются базовые потребности и мотивационная стратегия групповых интересов. Потребность, нашедшая свой предмет, преобразуется, согласно А.Н. Леонтьеву, в мотив, непосредственный стимул деятельности. Содержание корпоративных процессов образует глубоко интериоризированные экономические, идеологические и политические установки, выражающие определенные приоритеты и ценности.

Анализ деятельности Государственной Думы РФ с позиций политической психологии позволяет представить, посредством чего групповые ценности и установки проникают в индивидуальную психику депутата, психологию поведения фракции, фракционной группы, парламента, а также установить, какое влияние оказывает психологическое воздействие на законотворческие процессы.

Реальная психология лоббистской деятельности в парламенте представляет собой продукт взаимодействия, взаимоналожения мотивационных, коммуникативных и аффективных процессов. В основе лоббирования в Государственной Думе РФ лежит механизм идентификации групповых интересов с общественными. Специфичность объекта и предмета лоббирования предполагает многообразие видов группового давления.

Анализ лоббирования в российском парламенте, а также сложившаяся практика отстаивания групповых интересов за рубежом показывают наличие множества различных видов лоббирования. Исследование их, на наш взгляд, наиболее плодотворно посредством выделения формы и содержания существующих видов лоббирования. Форма фиксирует многообразные модификации содержания, способы его существования и проявления. Содержание представляет подвижную, динамичную сторону определенной формы лоббирования.

По форме виды лоббирования в Государственной Думе РФ можно подразделить на непосредственное и опосредованное, спланированное и спонтанное, плюралистическое и корпоративное, ситуационное и стратегическое, законное и незаконное (криминальное), а также прямое и косвенное.

По содержанию виды лоббирования делятся на активное и пассивное, эмоциональное и рациональное,

разовое и постоянное, индивидуально-обособленное и взаимоподдерживающее (перекрестное), эффективное и неэффективное, конструктивное и неконструктивное.

Непосредственной лоббистской деятельностью в Государственной Думе РФ считается такой политический акт продвижения закона (поправки и т. п.), при котором субъект лоббизма сам является организатором и исполнителем всего процесса лоббирования, от разработки плана, поиска точки доступа, организации внесения закона (поправки) на рассмотрение парламента, обеспечение необходимых мер для его принятия. В свою очередь, опосредованная лоббистская деятельность – это такая деятельность, при которой субъект лоббирования не сам занимается лоббированием, а договаривается с какой-либо организацией, фирмой, юридическим или физическим лицом, работниками госаппарата и т. д. об осуществлении ими комплекса мер, конечным результатом которых будет принятая парламентом поправка или закон.

Опосредованная лоббистская деятельность осуществляется также путем формирования и поддержки работы групп давления и воздействия, как с их помощью, так и непосредственно через государственные институты и общественное мнение на депутатов и парламент в целом.

Как непосредственный, так и опосредованный лоббизм своей психологической основой имеют особый вид профессиональной и психологической деятельности, основывающейся на специальных психотехнологиях воздействия, опирающихся на соответствующие умения и навыки. При этом поскольку опосредованный лоббизм не предусматривает личное взаимодействие на парламентариев, коммуникативный процесс осуществляется опосредованно.

Спланированный лоббизм в Государственной Думе РФ характеризуется наличием определенного плана действий, включающего в себя исследовательско-ана-литическую работу, четко обозначенные цели, задачи, способы и методы их достижения, перечень союзников, вопросы координации с различными субъектами лоббистской деятельности и другие основные и вспомогательные работы по отстаиванию групповых интересов в парламенте. Спонтанный лоббизм – явление очень редкое.

Лоббистская отрасль поглощает внушительные финансовые средства. О суммах затрат в данной сфере в России можно судить лишь косвенно – по суммам, зафиксированным в США, – поскольку официальных данных, касающихся отечественного финансирования, нет. К примеру, в 1999–2000 гг. в США только непрямой лоббизм «освоил» порядка 790 млн долларов.

Многочисленность субъектов лоббистской деятельности в российском парламенте, их разнородность и специфичность требуют выделить и такой признак, каковым, на наш взгляд, является интерес, из-за которого лоббирующие группировки ведут нелегкую борьбу. В этом аспекте, по аналогии с зарубежными исследователями, весьма продуктивно деление лоббистской деятельности на плюралистическую и корпоративную.

Плюралистическая лоббистская деятельность, как правило, имеет место в том случае, когда по одной и той же проблеме сталкиваются разные интересы нескольких групп. Корпоративное же лоббирование осуществляется монополистами той или иной сферы общественной жизнедеятельности.

Корпоративное лоббирование, как показывает анализ группового давления на российский парламент, осуществляется по нескольким направлениям. Первый путь – это давление как бы снизу вверх, когда субъекты интереса установившимся в обществе порядком отстаивают свои интересы. Второй путь – договор, контракт с наиболее могущественной депутатской группой о взаимной поддержке. В обмен на предмет договора монополисту группой парламентариев (в лице их руководителя) гарантируется отстаивание его интересов. Такой процесс, как правило, носит скрытый характер.

Если в первом случае можно говорить о лоббировании как давлении на парламент со стороны групп интереса, то во втором случае речь идет о лоббировании как обмене или контракте между группой депутатов и исполнительно-распорядительной властью.

И наконец, третий вариант – это формирование тройственных союзов. Монополист вступает в союз, с одной стороны, с президентскими и правительственными структурами, с другой – с депутатским корпусом. Подобный лоббизм наиболее активно используется РАО «ГАЗПРОМ», «ЛУКойл», АПК, ВПК и др. При корпоративном лоббировании группы интересов сравнительно немногочисленны, функционально упорядочены (каждая группа отвечает за какую-то особую категорию интересов), иерархичны.

Плюралистическое лоббирование в Государственной Думе РФ, как правило, имеет своей основой первый путь продвижения интересов – снизу вверх. Для представителей данного типа лоббизма два других пути, по сути, невозможны из-за особой своей природы, опосредованной приоритетом наличия множественности субъектов интересов.

Плюрализм – такой тип представительства интересов, когда под влиянием жизненных обстоятельств организуются многочисленные группы давления по какой-либо актуальной проблеме. Главным признаком лоббистского плюрализма является конкуренция, свободное соревнование групп давления в их воздействии на государство, тогда как в корпоратизме налицо род картельного соглашения, функциональная дифференциация и монополия определенных групп на представительство определенных интересов.

Еще одним видом лоббистского воздействия на российских парламентариев является ситуационное и стратегическое лоббирование. Ситуационное и стратегическое лоббирование отличаются по фактору, играющему главенствующую роль в целях и задачах воздействия на парламент. Для ситуационного лоббирования характерно стремление реализовать сиюминутный интерес. В противоположность этому стратегическое лоббирование, как правило, ориентируется на долгосрочную перспективу, приносящую дивиденды не столько сегодня, сколько завтра, послезавтра.

В основе ситуационного лоббирования лежат ситуационные установки, точнее, установки на ситуацию. Стратегическое же лоббирование в своей основе имеет установку на объект. К примеру, желание получить стройную систему законодательных актов, обеспечивающих стабильное функционирование всех государственных органов и общественных структур, предсказуемость будущего, а не краткосрочные льготы на день или два. Преобладание установок у одних на ситуацию, у других на объект отражает различие структуры и иерархии потребностей субъекта лоббистской деятельности.

Стратегическое лоббирование выражает групповые интересы, ориентированные на конкретные потребности, отвечающие базовым мотивационным тенденциям развития общества. Высший уровень их диспозиционной иерархии (В.А. Ядов), как правило, образуется системой ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.

В нынешней лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ предостаточно фактов криминального характера. Сюда можно отнести, с известной долей осторожности, утверждение СМИ , о том, что криминальный мир тоже занимается лоббистской деятельностью. Однако в силу чрезвычайной засекреченности подобной деятельности материалов на эту тему разыскать практически невозможно.

В определенной мере незаконной, а в ряде случаев и криминальной является практика «стимулирования» принятия того или иного законодательного акта, поправки к закону. Из зарубежных источников известно, что в середине 90-х годов в США почасовые ставки влиятельных лоббистов доходили до 400 долларов. А некоторые контракты, кроме общих условий оплаты труда, содержали еще экстрастимулы. Так, если лоббист добьется официального внесения законопроекта в конгресс – 7 тыс. долл., одобрения его комитетом – 10 тыс. долл., одобрения сенатом или палатой представителей – 25 тыс. долл.

Судя по сообщениям печати, в российском парламенте также практикуются экстрастимулы, в том числе и путем выплат определенных денежных сумм. Так, по некоторым данным, при утверждении Т.В. Парамоновой на должность председателя Центробанка РФ заинтересованными лицами предлагалось от 3 до 5 тысяч долларов тем депутатам, которые будут голосовать против данной кандидатуры. Рассмотренные выше виды лоббизма, характеризующие процесс лоббирования, не принимают во внимание те вариации, которые возникают при взаимодействии субъекта лоббирования с объектом. В этом случае по методам своей деятельности лоббизм делят на прямой и непрямой (косвенный). Прямой – это классический, в общепринятом смысле слова лоббизм, который осуществляется при непосредственном контакте лоббиста с депутатом или другим субъектом, пользующимся конституционным правом законодательной инициативы.

Соответственно непрямым считается лоббизм, в котором такие контакты либо отсутствуют, либо имеются, но с лицами, не обладающими непосредственным правом вносить законопроекты в парламент, но имеющими возможность оказывать эффективное влияние на законодательный процесс.

Психологической основой непосредственного лоббирования является лоббистский контакт, обаяние, убеждение, внушение, психологическое заражение. Все это проявляется как в индивидуальном аспекте, так и в случаях воздействия на группу. В арсенал лоббистской деятельности входят даже и такие методы психологического воздействия, как угрозы, шантаж, принуждение.

Лоббистский контакт означает любое устное или письменное сообщение, адресованное от имени клиента облеченному правом принятия федеральных законов, федеральных административных актов, бюджета РФ, финансирования федеральных программ, назначения на должности, требующего утверждения парламентом. В Конституции РФ приведен обширный перечень прерогатив парламента, состоящий из множества пунктов.

Процесс лоббирования – это, по существу, двухстороннее действие, в котором обе стороны действуют взаимовыгодно. У лоббиста свои цели, и, преследуя их, он снабжает парламентария соответствующей информацией. Депутат парламента тоже имеет свои цели, в связи с которыми рассматривает лоббиста как источник полезной, а то и крайне необходимой для него информации. Сумма подобных взаимоотношений существенно определяет коммуникационный процесс между лоббистом и парламентарием.

Прямой лоббизм предполагает либо каждый раз при новой необходимости поиски нового законодателя, чтобы с его помощью отстаивать групповые интересы, либо использование так называемого встроенного лоббиста. Понятие «встроенный лоббист» к нам пришло из США, где под ним подразумевают конгрессменов, которые постоянно защищают определенные групповые интересы.

Термин «встроенный лоббист» означает, что данный законодатель постоянно или периодически выступает «за» или «против» законопроектов, соответственно выгодных или невыгодных определенным групповым интересам. Встроенный лоббист отстаивает групповые интересы безотносительно к чему бы то ни было, порой он не считается даже с тем, что его позиция может или будет противоречить общественным интересам. Вместе с тем по другим вопросам тот же законодатель совсем не обязательно будет встроенным лоббистом. Напротив, он вполне заслуженно может иметь репутацию деятеля, пекущегося об общественном благе.

Без раскрытия истинных движущих мотивов и финансовых источников массовых лоббистских кампаний в Государственной Думе РФ невозможно получить полную картину того, как лоббируется тот или иной вопрос, с какой целью и конечным результатом, чьи интересы он отстаивает. Перечисленные особенности и возможности непрямого лоббизма, будучи для многих влиятельных заинтересованных групп и российского парламента слишком важными, как раз и являются основной причиной стойкого сопротивления попыткам поставить прямой и непрямой лоббизм под власть закона.

Содержательную сторону разнообразных видов лоббистской деятельности характеризует прежде всего коэффициент полезного действия лоббирующих групп. Лоббистская деятельность может быть либо эффективной, высокоэффективной, либо вообще неэффективной. Согласно данным зарубежных источников, эффективность лоббистской деятельности даже президента США – величина переменная. Статистика поименных голосований в послевоенный период в США свидетельствует, что по тем законопроектам, по которым президент занимал четко выраженную позицию, а конгресс голосовал в соответствии с этой позицией, то есть поддержал президента, годовой коэффициент такой поддержки колебался в пределах от 43% (у президента Р. Рейгана, 1987 г.) до 93% (у президента Л. Джонсона, 1963 г.)

В целом в зависимости от того, какой показатель брать за точку отсчета (единичный законопроект, постановление, всю законодательную программу правительства) , можно в каждом конкретном случае определить эффективность лоббистской деятельности любого лоббиста.

Эффективность лоббистской деятельности во многом определяется степенью воздействия групп интересов. В этом отношении можно выделить активное и пассивное лоббирование. В ряде случаев, столкнувшись с первыми препятствиями, отдельные лоббирующие группы не проявляют должной воли, настойчивости, упорства, не предпринимают дополнительные меры, а просто оставляют на произвол судьбы продвижение своих интересов. Подобное характерно для тех групп лобби, которые не обладают достаточными организационными и финансовыми возможностями, действуют вне контакта с другими лоббирующими группами.

Лоббизм осуществляется не только в виде индивидуально-обособленного давления, но и в виде труппового – перекрестного. Проведенное исследование показывает, что для нынешнего российского парламента характерно деление лоббизма по таким признакам, как количество субъектов, участвующих в лоббировании группового интереса. Так, в ряде случаев отмечается индивидуально-обособленное лоббирование (наиболее многочисленное). В этом случае субъект лоббистской деятельности самостоятельно, в одиночку отстаивает свой групповой интерес.

Практика лоббистской деятельности в российском парламенте фиксирует и случаи перекрестного лоббирования (крайне редко). При таком подходе, в порядке взаимопомощи, стороны договариваются о взаимной поддержке в проведении законопроекта через тот комитет, где у них лучше всего отлажены связи,

Третий вариант – это коалиционное лоббирование. Так, например, произошло, когда решалась судьба дорожного фонда. С целью лоббирования совпавших интересов объединились лобби АПК, региональные лоббисты, дорожно-строительные фирмы, депутаты-одномандатники .

Классифицируя парламентское лоббирование по видам, целесообразно выделить и тип общения, используемого лоббистами в ходе данного процесса. Так, в зависимости от содержания, целей и средств лоббирования общение может осуществляться посредством таких видов общения, как материальный (предоставление готовых законов, поправок, постановлений и т. д.), когнитивный (обмен информацией, знаниями), кондиционный (обмен психическим состоянием), мотивационный (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельный (обмен умениями, навыками и т. д.).

Анализ показывает, что в лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ используются все виды общения. Трудно с научной точки зрения определить иерархию, предпочтение тех или иных видов общения, используемых лоббирующими структурами, группами интересов в Думе. Правильнее будет сказать, что в процессе лоббирования в Государственной Думе РФ используется вся совокупность видов лоббирования, опирающаяся на единство многообразия различных видов коммуникативного общения.

Особенностью лоббирования групповых интересов в российском парламенте является четкое структурирование интересов, которое сложилось на протяжении всего периода существования института парламентаризма в России. Правда, в советский период процессы лоббистской деятельности были скрыты завесой секретности, о них не писали, исследовательская работа в данном направлении не поощрялась. Вместе с тем анализ лоббистской деятельности той поры, а также появившиеся в последнее время публикации позволяют приоткрыть механизм продвижения групповых интересов и в тот период времени.

Механизм лоббирования законов, постановлений, ратификации международных соглашений в Государственной Думе довольно разнообразен. В целом его можно разделить на такие структурные элементы, как предлоббирование, лоббирование и постлоббирование. Некоторые авторы выделяют пять структурных элементов: предлоббирование, лоббирование через депутатов на пленарном заседании во время думской сессии, проведение нужных решений при разработке законопроектов в комитетах Государственной Думы, давление на аппарат нижней палаты и некоторые другие варианты воздействия. На наш взгляд, более точным является выделение трех элементов, поскольку остальные являются разновидностями непосредственного процесса лоббирования.

В качестве предлоббирования выступает спонсирование избирательной кампании кандидата в депутаты, избирательного объединения (блока), процедура устройства в аппарат Государственной Думы, комитеты, комиссии, фракции или депутатские группы своего человека. Сюда же можно отнести и формирование лоббирующей команды из числа «независимых» экспертов, обслуживающих комитеты и фракции.

Определяющее значение в этом случае имеет наличие у лоббирующей организации психологического чутья, интуиции.

Важным является ротация кадров в аппарат Государственной Думы. При внедрении своих людей в аппарат, как правило, используется метод протежирования через влиятельных лиц, способных содействовать принятию на работу того или иного специалиста.

Важнейшей составной частью механизма предлоббирования является «лоббирование лобби», т. е. мобилизация заинтересованных групп в поддержку того или иного проекта. Основная организационная форма такой мобилизации – это строительство коалиций, как правило, временных и однопроблемных, создаваемых для решения судьбы конкретного законопроекта.

Учитывая, что в нижней палате российского парламента представлены различные, порой противоположные по своим политическим взглядам, устремлениям и пристрастиям субъекты социально-политической реальности – от радикал-демократов до радикал-патриотов, можно со всей уверенностью сказать, что основой законотворческой деятельности являются политические установки и предпочтения депутатов. При этом характерно, что у большей части депутатов преобладают групповые установки и лишь у незначительной – личные.

Влияние групповых установок настолько велико, что даже в тех случаях, когда цели и интересы сторон объективно не противоречат друг другу, они все равно воспринимаются различными крыльями парламента как несовместимые. Единственная установка, которая объединяет абсолютное большинство парламентариев, связана с инстинктом самосохранения. Квалифицированное большинство нынешнего парламента весьма заинтересовано в сохранении своего депутатства.

Специфичной формой лоббирования групповых интересов является предоставление депутату, депутатской группе готовых законопроектов. Косвенно о размахе этого вида лоббирования свидетельствуют цифры, которые представлены депутатами в порядке законодательной инициативы законопроектов. Только за четыре года работы парламента таковых набралось порядка нескольких сотен.

Данный метод лоббирования обладает своей особой спецификой. Помимо разработки содержания необходимого закона, лоббист должен заранее иметь определенную стратегию продвижения этого законопроекта по многочисленным ступенькам законодательного процесса. Ему также необходимо заранее учесть все политические препятствия, которые могут встретиться на пути принятия закона.

До первого чтения в роли инструмента противодействия «нежелательным» законодательным актам выступают альтернативные законопроекты. Как показывает опыт, накопленный российским парламентом, при выдвижении нескольких альтернативных проектов на пленарном заседании в первом чтении отклоняются оба. Создание согласительной комиссии для поиска компромиссов способствует включению в закон тех положений, в которых заинтересована лоббирующая группа.

После этого начинается процесс согласований. Вопрос о согласовании текстов альтернативных законопроектов решается сразу лее после принятия проектов в первом чтении.

Важнейшим каналом лоббистского воздействия является интервал, возникающий между первым и вторым чтениями. На этом этапе законотворческого процесса лоббисты стремятся как можно больше внести необходимых поправок.

Еще одним инструментом лоббистского воздействия является заключение фракции или депутатской группы. Характерной особенностью нынешней деятельности российских парламентариев является то, что депутаты весьма болезненно реагируют на законодательные инициативы Президента и Правительства Российской Федерации, усматривая в этом давление на свои права. Во избежание отрицательных эмоций депутатского корпуса в ряде случаев президент и правительство вносят законопроекты и поправки к ним от имени депутатов.

В лоббистской практике существует и такой способ проведения групповых интересов, как провалива-ние закона путем внесения в него таких поправок, после которых он считается вообще непроходным.

Существенным фактором функционирования механизма лоббирования является то, что на политической арене Государственной Думы РФ трудятся, сотрудничают и конкурируют не просто народные избранники – представители конкретных регионов, общественных групп и партий, а живые люди со своими индивидуальными особенностями, идеями, талантами и амбициями. Личные качества депутатов оказывают серьезное, нередко первостепенное влияние на весь ход законотворческого процесса. Подчеркивая двойственность, противоречивость индивида как субъекта, А.В. Брушлинский отмечает, что человек всегда неразрывно связан с другими людьми и вместе с тем автономен, независим, относительно обособлен.

Депутат – это прежде всего политик-психолог. И в этом плане его интересует не только содержание самой проблемы, решению которой посвящен предлагаемый законопроект, но и ее политические аспекты, в том числе: какие реальные интересы стоят за тем или иным законопроектом, какое влияние может он оказать на те интересы, которые данный депутат отстаивает, и какие выгоды или потери этот законопроект принесет имиджу парламентария, его избирательному округу.

Проведенные исследования позволяют высказать предположение о ведущей роли ценностных и аффективных компонентов установок у депутатов, в психологических реакциях на социально-политические события и ситуации. Когнитивный компонент играет роль «поставщика» материала для формирования содержания ценностей, но в процессе этого формирования происходит отбор знаний, подгонка их под некий «психологический заказ». Этот «заказ на знания» представляет собой не что иное, как выражение потребностей субъектов психики.

Традиционной формой лоббирования является механизм психологического воздействия на избранных депутатов во время их сессионной работы на пленарных заседаниях. Нужные решения проводятся с помощью одного депутата или группы парламентариев, которая может быть временно организованным неформальным объединением, фракцией или союзом депутатских групп.

Наиболее характерным для деятельности субъектов лоббистской деятельности в российском парламенте является организация как прямого, так и, особенно, опосредованного (через государственный аппарат и общественное мнение) информационного и психологического воздействия на центры принятия решений.

Лоббизм, направленный на парламент, не решает полностью те проблемы, во имя которых он предпринимается заинтересованными группами. Остается достаточно причин для того, чтобы столь же активно лоббировать другие органы власти.

Сама по себе победа в стенах Государственной Думы РФ не является полной победой тех или иных групповых интересов, когда они проводят какой-либо свой законодательный акт. Согласно Конституции, на пути окончательного вступления закона в силу лежит еще решение Совета Федерации и президента. И в этом случае лоббирующие организации крайне заинтересованы в успешном прохождении законопроектами указанных двух инстанций. Этот этап и есть по существу постлоббирование.

Немаловажной частью механизма психологического воздействия на парламент как на стадии предлобби-рования, так и на этапах лоббирования и постлоббировапия являются СМИ. Через специально организованные кампании на телевидении, радио, в газетах и журналах группы влияния добиваются изменения восприятия депутатским корпусом той или иной проблемы, формируют у парламентариев и общественности соответствующие установки. Сюда же можно отнести и организуемые митинги, акции протеста, пикетирования парламента, вручение депутатам всевозможных петиций.

Таким образом, механизм лоббистской деятельности в парламенте имеет своим стержнем симбиоз личных, общественных и групповых интересов. Вот почему при лоббировании тех или иных законов, поправок, постановлений и поручений Государственной Думы лоббисты обязательно опираются на совокупный личный и общественный интерес депутатов.

Немаловажная роль в психологии лоббистской деятельности принадлежит мотивационно-смысловой направленности. Как правило, мотивацию трактуют как совокупность причин психологического характера, определяющих поведение субъекта, его начало, направленность и активность. В современной психологии понятие «мотивация» используется в двух значениях: как «система факторов, детерминирующих поведение» (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, намерения, стремления и многое другое), и как «характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне» .

Посредством мотивации в психологии находят свое объяснение такие стороны поведения индивидов, как направленность, продолжительность, устойчивость, смысловая ценность, разумность, возникновение и завершение поведенческого акта. Согласно концепции К. Левина, «движущим фактором поведения (независимо от того, осознается он или нет) служит мотива-ционная напряженность жизненного пространства».

Понятие «мотивация» включает в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях. Определение мотивации– это поиск ответов на вопросы «ради чего?», «для какой цели?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации поступков. Мотивация выступает в форме непрерывного выбора и принятия решений на основе сопоставления поведенческих альтернатив. Мотивационно-смысловая направленность парламентского лоббизма характеризуется осознанием результатов, предпринятых лоббирующими структурами действий по проведению законов, поправок, постановлений и т. п.

Развитие механизма неформального объединения депутатов на мотивационной основе, отличной от партийной (фракционной) или региональной, началось с первых дней существования Государственной Думы РФ. И первыми, кто использовал данный прием для формирования специфической, мотивационно объединенной группы, стало Правительство РФ и Администрация Президента РФ. В Государственной Думе РФ 1999–2003 гг. созыва эта практика даже переросла в организацию специальных депутатских формирований. Законотворческая и иная деятельность Государственной Думы свидетельствует о том, что, задействовав мотивационный фактор, лоббист добивается со стороны участника законотворческого процесса определенных целенаправленных действий.

Мотивационно-смысловая направленность и механизм осуществления лоббирования напрямую зависят от масштабности поставленной задачи. Если лоббирующей структуре, лицу необходимо внести поправки в законопроект, изменить несколько абзацев или просто ликвидировать несколько пунктов, то в принципе лоббисты пользуются услугами одного-двух депутатов, готовых на соответствующих условиях произвести необходимые действия.

В данном случае лоббирующая организация старается найти такого депутата, который был бы достаточно известен в Государственной Думе, обладал хорошими ораторскими способностями.

При таком варианте лоббирования для лоббиста достаточно владение приемами индивидуального воздействия на депутата, умение убеждать, доказывать, заинтересовывать и т. д. Важно психологически обозначить цель мотивационно-побудительным содержанием, которое бы воспринималось как непосредственный, ближайший положительный результат необходимых действий. И, как показывает практика, лоббисты успешно освоили индивидуальную форму работы с депутатами.

Еще одна форма лоббирования отличается своей акцентуацией на групповую заинтересованность в решениях. Можно выделить два основных вида этой модели: региональное и национальное давление на законодательную власть.

Самым тривиальным является проталкивание экономических интересов элит субъектов федерации через депутатов-одномандатников, представляющих какой-либо регион, а также через депутатов, прошедших по партийным спискам, но являющихся местными выходцами или его жителями. Этот способ лоббирования стал настолько обыденным и почти обязательным, что многие депутаты не воспринимают его как лоббизм, а трактуют свои действия как защиту интересов родного края.

Менее распространенным является вариант лоббирования через депутатов определенной национальности интересов коммерческих национальных группировок. Необходимо отметить, что этот вариант является практически безотказным, так как прошедший определенную обработку депутат сделает все от него зависящее, чтобы помочь «братьям по крови». Данный способ лоббирования имеет своей основой глубинную психологию, детерминирующую иерархию и направленность предпочтений.

Другая мотивационная модель лоббирования в парламентской деятельности предполагает искусственную актуализацию проблемы. При таком подходе основной задачей становится привлечение к ней внимания общественности и властных структур. Проводимая отдельным депутатом или представителями какого-либо комитета или депутатской группы пресс-конференция либо выступление в СМИ призваны «вбросить» в информационное пространство облаченную в псевдосенсационные формы проблему. После поднятого шума вопрос может быстро решиться в рамках существующего законодательного процесса, и о нем вскоре забудут.

Мотивационно-смысловую направленность процесса лоббирования можно рассматривать не только через специфику воздействия на депутата, группу депутатов, лидера депутатского объединения, группу лидеров депутатских объединений, но и через конкретные точки доступа к законодательному процессу.

В лоббистской деятельности активно используется и меркантильный интерес, имеющийся у отдельных участников законодательного процесса. Как отмечают средства массовой информации, в Государственной Думе получили распространение и такие методы воздействия, как скупка голосов парламентариев или подкуп чиновников.

Исследование вербального поведения депутатов, анализ результатов опросов, изучение совокупности социально-психологических факторов, влияющих на мотивационную готовность парламентариев откликаться на запросы лоббирующих структур, позволили выявить четыре типа мотивации парламентариев.

Мотивация достижения и самоутверждения обусловлена стремлением парламентариев к самосовершенствованию и успеху, высокому профессионализму деятельности и основывается на стремлении депутатов к высокому социальному и политическому статусу, профессиональному авторитету. Наиболее распространены мотивы конкуренции, самоуверенности, честолюбия и самолюбия.

Мотивация по типу социальной идентификации базируется на отождествлении парламентариями себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью. Выражается в негативном или, в крайних случаях, пассивном отношении к установкам, не соответствующим нормам и стереотипам собственной группы.

Мотивация вознаграждением (прагматическая мотивация) ориентирована на социальное и материальное вознаграждение в любых формах, позитивную оценку депутатской деятельности; предполагает устойчивый интерес отдельных парламентариев к личной или групповой выгоде вне зависимости от ее нравственного значения, проявляется в эгоцентризме, стремлении к лидерству, преобладают мотивы вне профессиональных целей.

Мотивация избегания неудач выражается в стремлении депутатов к сохранению положительных эмоций, позитивных взаимоотношений среди парламентариев и с избирателями. Характеризуется акцентуацией на результат и поверхностным интересом к содержанию парламентской деятельности.

В целом, подводя итог вышеизложенному, можно высказать предположение о ведущей роли ценностных компонентов установок депутатов в психологических реакциях на принятие того или иного закона. Отбор потребляемой депутатом информации осуществляется путем подгонки ее под некий «психологический заказ». Критерием сортировки, отбора зачастую являются идеологические предпочтения, чувства, эмоции парламентария.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

1. Множественность лоббирующих организаций, отражающих в своей совокупности социально-политическую и экономическую структуру общества, демократизируют это сложное социально-политическое и психологическое явление, делает его важнейшим атрибутом представительства интересов. Лоббизм выполняет роль своеобразного политического института, обеспечивающего более полное участие интересов заинтересованных групп населения в государственном управлении. По сути, лоббизм есть процесс преодоления противоречий между актуальной потребностью в представительстве корпоративного интереса в парламенте и отсутствием легитимного механизма его учета в деятельности Государственной Думы Российской Федерации.

2. Задействовав мотивационный фактор, лоббист добивается со стороны участника законотворческого процесса целенаправленных действий, организованности, заинтересованности. Чем выше актуализация мотивационных образований, тем больше заинтересованность участников законотворческого процесса. При сильном лоббирующем давлении принцип солидарности голосования в парламенте не действует.

3. Мотивация поведения депутата может быть как на сознательном уровне, так и на бессознательном. Парламентарии не всегда осознают мотивы своих действий, поступков, нередки случаи, когда они попадают под влияние группового давления, эмоций. Нередко реальные мотивы лоббирования существенно отличаются от тех, за которые их выдают. Мотивировка лоббирующей стороны может быть одна, а мотивация – совершенно другая. При этом ведущая роль в воздействии лоббирующих структур принадлежит ценностным и аффективным компонентам установок депутатов в психологических реакциях на воздействие лоббирующих структур.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Проанализируйте основные психологические характеристики взаимосвязи человека и власти.

2. Раскройте психологические факторы легитимности и делегитимности власти.

3. Выделите психологические закономерности функционирования и взаимодействия властных структур и общественных объединений.

4. Дайте психологическую характеристику современного парламентаризма.

5. Определите сущностные признаки и психологические основы эффективного лоббирования во властных структурах.

6. Обоснуйте психологическую структуру, механизмы и условия обеспечения эффективного имиджа политического лидера.

7. Охарактеризуйте психологические модели эффективного политического имиджа.

8. Определите условия, алгоритм и методы эффективного влияния власти на общественное мнение, настроение и поведение населения.

9. Раскройте содержание психологического обеспечения функционирования властных структур и деятельности политических лидеров.

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ 3

1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи 3

1.2. Теоретико-методологические и прикладные основы политической психологии 22

1.3. Соотношение политики, психологии и морали 37

1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах 52

1.5. Модельное представление о генезисе и функционировании социально-политических общностей как социально-территориальных систем 75

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ 114

2.1. Политические идеалы 114

2.2. Политическая культура как синтез политического сознания, менталитета и поведения 128

2.3. Этно-национальный характер в политическом процессе 147

2.4. Политическая элита в современном обществе 166

2.5. Оппозиционность как феномен демократизирующегося общества 179

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 205

3.1. Профессионализм политической деятельности 205

3.2. Психология политического лидерства 224

3.3. Массовое стихийное поведение 242

3.4. Свобода и плюрализм, насилие и диктатура как детерминанты политической активности 255

3.5. Радикализм, экстремизм и конфликты в политическом процессе 280

Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 299

4.1. Психология власти: генезис и основные виды проявления 299

4.2. Психологические оризнаки легитимности власти 319

4.3. Психологические особенности российской парламентской деятельности 333

4.4. Психология парламентского лоббизма 347

Глава 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИКИ 382

5.1. Социально-политический статус личности 382

5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики 395

5.3. Имидж и авторитет субъектов политической деятельности 417

5.4. Психолого-акмеологические детерминанты подбора политической команды 448

5.5. Организационная культура политической команды 471

Глава 6 .ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ И ИХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 488

6.1. Модели, алгоритмы и технологии продуктивных политических коммуникаций 488

6.2. Политическая реклама как интегративная агитационно-пропагандистская технология 512

6.3. Психологические характеристики политической манипуляции 557

6.4. Информационно-психологическая безопасность в политических отношениях 578

6.5. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга 599

ЛИТЕРАТУРА 621