Компенсаторная концепция власти
Другим распространенным объяснением мотивации власти является компенсаторная концепция. Ее основоположником является А. Адлер, связавший стремление личности к доминированию, превосходству с попытками преодолеть реальную или воображаемую неполноценность. Данное положение было воспринято Г. Лассуэллом, разработавшим на её основе теорию мотивации политической деятельности, ставшую весьма влительной. «Люди стремятся к власти, преследуя эту ценность как средство компенсации какой-либо неполноценности...» [156, с. 39]. При этом власть и все связанное с ней становятся средством повышения в собственных глазах собственной значимости, преодоления заниженной самооценки. Сходной точки зрения придерживалась видный представитель психоанализа К. Хорни. По ее мнению, многим людям присуща т. наз. базальная тревожность, восприятие себя как «маленького», «униженного и оскорбленного» человека. Стремление к власти становится одним из путей для восстановления психического равновесия.
Теория компенсации была и остается весьма популярной, однако ряд проведенных в 1950–1970 гг. исследований политически активных людей, прежде всего членов законодательных органов штатов (работы Д. Барбера, В. Стоуна, Г. Бэрила и др.) не подтверждают тезиса о преимущественно компенсаторном характере участия в политике. Было доказано наличие среди законодателей (как и в обществе в целом) людей с различным уровнем самооценки, и в то же время не выявлено значимых различий в самооценке политиков и, например, студентов университетов. При этом обнаружился тот факт, что успех политической деятельности определяется не только типом самооценки, а ее сочетанием с другими личностными параметрами (например, сложностью Я-концепции).
Недостаточность объяснения мотивации политической власти на основе только принципа компенсации обусловлена рядом причин. Прежде всего, компенсация может происходить и другими путями, например, через достижение богатства. В общем случае на направление компенсаторного поиска мощное воздействие будет оказывать система значимых ценностей общества (святости, знания, воинской доблести и т.п.), достижение которых позволяет повысить самооценку. С другой стороны, даже если человек и стремится к власти, то проявлять ее он может не в политике, а с бульшим эффектом в других областях деятельности, например, в армии. По мнению самого Г. Лассуэлла, в детерминации того, будет ли потребность во власти реализовываться именно в политической сфере, важную роль играют когнитивные факторы. Выбор компенсации через власть происходит в двух случаях: когда, как ожидается, это принесет больше выгоды, чем при использовании иного пути; когда есть позитивный опыт повышения самооценки с помощью власти.
Компенсаторный механизм, таким образом, следует рассматривать не как отдельный мотив, а, скорее, как психологическую основу для целого набора мотивирующих явлений, пронизывающую (при ее наличии) всю мотивационно-потребностную сферу личности. Необходимость развития концепции Г. Лассуэлла в данном направлении отразил его последователь, известный представитель психоаналитического направления в политической психологии А. Джордж. Соглашаясь с тем, что политическая деятельность носит во многом компенсаторный характер, он, однако, выдвинул ряд новых методологических положений. Так, в отличие от Г. Лассуэлла, А. Джордж говорит уже не о «политическом типе», а о личности, обладающей множеством ценностей («multy-valued person»).
- Глава 1 введение в политическую психологию 3
- Предисловие
- Глава 1 введение в политическую психологию
- 1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи
- Становление зарубежной политической психологии
- Современное состояние политической психологии
- Отечественная политическая психология
- Перспективы политической психологии
- Основные категории психолого-политического анализа
- 1.2. Теоретико-методологические и прикладные основы политической психологии
- Методы политико-психологических исследовании
- 1.3. Соотношение политики, психологии и морали
- Политика как процесс
- Политика как система ценностей
- Политика как деятельность
- Область субъектной самореализации человека
- 1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах
- 1.5. Модельное представление о генезисе и функционировании социально-политических общностей как социально-территориальных систем
- Статическая модель социально-территориальной системы
- Глава 2. Психология современных социально политических феноменов
- 2.1. Политические идеалы
- 2.2. Политическая культура как синтез политического сознания, менталитета и поведения
- Сознание и политическая система
- Политические модели политического поведения
- Инстинкты как форма политического поведения
- Навыки как форма политического поведения
- Разумные действия как форма политического поведения
- Мотив обладания властью
- Мотив достижения
- Мотив аффилчции
- 2.3. Этно-национальный характер в политическом процессе
- Психологический анализ генезиса русского национального характера
- Понятие национального характера
- Ментальные признаки русского и западноевропейского национальных характеров
- 2.4. Политическая элита в современном обществе
- 2.5. Оппозиционность как феномен демократизирующегося общества
- Социально-психологические истоки, факторы и механизмы оппозиционарности
- Конструктивная часть
- Деструктивная часть
- Глава 3. Психологические характеристики политической активности
- 3.1. Профессионализм политической деятельности
- 3.2. Психология политического лидерства
- 3.3. Массовое стихийное поведение
- Виды толпы
- Приемы управления (манипуляции) поведением толпы
- Классификация слухов
- Основные предпосылки возникновения слухов
- 3.4. Свобода и плюрализм, насилие и диктатура как детерминанты политической активности
- Коллективное структурированное насилие
- Индивидуальное структурированное насилие
- Индивидуальное неструктурированное насилие
- Психологические реакции на диктатуру
- Есть три варианта реагирования на такую жизнь.
- 3.5. Радикализм, экстремизм и конфликты в политическом процессе
- Типология конфликтов
- Глава 4. Политическая власть как основной объект политической психологии
- 4.1. Психология власти: генезис и основные виды проявления
- Социобиологический подход к проблеме власти
- Компенсаторная концепция власти
- Человек и власть: психологическое измерение
- Власть как самоценность
- Мотивация политической власти
- Полипотребностный подход к мотивации власти
- Мотивация власти
- Власть и деформации личности
- Власть как инструмент
- Суверенитет власти
- 4.2. Психологические оризнаки легитимности власти
- 4.3. Психологические особенности российской парламентской деятельности
- Структура, роль и функции парламентского лидерства
- 4.4. Психология парламентского лоббизма
- Психология лоббистской деятельности
- Глава 5 психологические признаки субъектов политики
- 5.1. Социально-политический статус личности
- 5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики
- 5.3. Имидж и авторитет субъектов политической деятельности
- Личность политика
- Взаимодействие со сми
- Этнопсихологические инварианты политического имиджа
- Психологические модели политического имиджа
- Четырехлучевая модель
- Трехлучевая модель имиджа типа «личность-деятелышсть-отношения»
- Многофакторная (шеснадцатифакторная) модель
- Психотехнологии создания эффективного политического имиджа
- Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата
- Сценарный подход (формирование «событийного ряда»)
- Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия»
- Использование некоторых закономерностей социальной перцепции
- Использование вербальных и лингвистических приемов
- Психологические условия укрепления авторитета субъекта политики
- Должностной и личностный авторитет политика
- 5.4. Психолого-акмеологические детерминанты подбора политической команды
- 5.5. Организационная культура политической команды
- Глава 6 .Политические коммуникации и их психотехнологическое обеспечение
- 6.1. Модели, алгоритмы и технологии продуктивных политических коммуникаций
- Ключевые слова
- Языковые средства контакта с аудиторией
- Средства авторизации
- Глаголы
- Глаголы-операторы
- Конструкции с изъяснительными придаточными
- Средства адресации
- Конструкции с местоимениями и глаголами 2 лица
- Обращения
- Вводные конструкции
- Побудительные конструкции
- Аргументирование
- Порядок расположения в тексте «наиболее сильных аргументов»
- Апелляция к чувствам
- Формирование «речевого образа»
- Риторический стиль
- Стилистические приемы усиления эмоционально-психологического воздействия
- Конструкции с однородными членами.
- Эмоциональное противопоставление
- Приемы второй группы
- Невербальные средства воздействия на аудиторию
- Факторы восприятия политического лидера
- Аппаратчик
- Радикал
- Харизмам
- Легитимист
- Эффект «туннеля»
- Драматизация
- Эффект увеличительного стекла
- Моментальностъ
- Критерии эффективности телевизионного действия
- Телевизионные клипы
- 6.2. Политическая реклама как интегративная агитационно-пропагандистская технология
- Политическая реклама как система политических коммуникаций
- Базовые понятия и определения
- Общие психологические требования к политической рекламе
- Образ лидера в политической рекламе
- Психологическое заражение
- Подражание
- О других методах психологических воздействий
- Специальные виды политической рекламы
- Антиреклама
- Свидетельская или утверждающая политическая реклама
- 6.3. Психологические характеристики политической манипуляции
- Техника формирования доверия и предпочтения политику
- 6.4. Информационно-психологическая безопасность в политических отношениях
- Сущность тайного принуждения, раскрываемая через основные понятия
- 6.5. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга
- Литература