2.2. Политическая культура как синтез политического сознания, менталитета и поведения
Политическая культура современного политика представляет сложную и многомерную характеристику как самореализующегося субъекта политической сферы. Структура политической культуры раскрывает иерархию (диспозиции) ее компонентов и взаимосвязи между ними. В ней можно выделить два взаимообусловленных, активно сопряженных блока – потенциальный и деятельностно-поведенческий. Все рациональное и чувственное, аккумулированное в человеке, и выражает скрытую, или потенциальную, сторону овладения опытом, который несут в себе общество, природа и непосредственные их составляющие, присутствующие в политической деятельности.
Степень соответствия приобретенного опыта многообразию политической сферы характеризует уровень политической культуры человека. Эта сторона культуры проявляется в конкретных действиях и поступках, придает политической деятельности и отношениям конкретно выраженный характер. Она представляет деятельностно-поведенческую составляющую политической культуры. Здесь внутреннее богатство субъекта политики воплощается в образ жизни, политической деятельности и ее результаты.
Содержание политической культуры включает такие компоненты, как политическое сознание, политический менталитет, политическое поведение, которое характеризует деятельность и отношение субъекта политики. Важно все эти компоненты проанализировать.
Политическое сознание субъекта политики предстает как высшая форма развития психики и характеризует его способность системно воспринимать, понимать и оценивать ту часть реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государства с его институтов.
Политическая история человечества поражает своим разнообразием. Были страны, где подавляющее большинство населения лишено каких-либо прав, а всем, в том числе и жизнью людей, распоряжаются тиран или правящая олигархия. Были страны, где люди болезненно воспринимали любые попытки хоть как-то ограничить их свободу и более всего были озабочены тем, чтобы не дать правительству слишком много власти. Одни государства стремились к великим целям – к созданию всемирных империй и к присоединению новых земель, к триумфу своей религии или политической системы. Другие объявляли своей высшей целью благополучие граждан и ставили себя на службу своим подданным или избирателям. Где-то высшей ценностью является человеческая жизнь, где-то, с молчаливого согласия людей, государство использует насилие и террор. В одной стране вас не могут допросить без адвоката, в другой – признания в совершенных или несовершенных преступлениях добиваются под пыткой. Судьбы стран и народов были в руках гениев, преступников, сумасшедших, героев.
Во всех этих странах части, а иногда и большинству населения кажется, что жить можно и нужно только так, как живут они сами, что порядки могут и должны быть именно такими, как в их собственной стране. Люди вообще привыкают жить так, как живут. Жителю юга трудно понять, как можно выжить на холодном севере. Овидий писал, что севернее Крыма люди жить не могут из-за крайней суровости климата. Северянам, однако, трудно обойтись без зимы и, попав на юг, они тоскуют по морозу и снегу. Пионеру американского Запада никогда не смириться со всепроникающим контролем диктатуры, а подданному тоталитарного государства трудно было бы оказаться лишенным привычных гарантий и регламентации. Конечно, во всех системах есть люди, которых эта система не устраивает, которые либо стремятся изменить ее, либо переезжают туда, где политическое устройство более соответствует их вкусам и желаниям, либо, чаще всего, просто мирятся с несовершенством мира, страдая от ощущения несвободы или незащищенности, или чувствуют себя чужими в собственной стране. Однако в любой, самой жестокой и несправедливой, с точки зрения стороннего наблюдателя, системе, есть люди, которым именно так устроенная жизнь кажется оптимальной, которые не просто подчиняются законам и установлениям, но и хотят им подчиняться.
Власть и граждане находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Государство предъявляет людям определенные требования, граждане либо сопротивляются этим требованиям, либо принимают их. Эти требования касаются не только и не столько поведения, сколько определенного типа мироощущения, согласия с определенными ценностными и нравственными приоритетами, определенного типа сознания. Тот, кто принимает требования власти, кто становится таким, как требует власть, оказывается в наиболее выгодном положении – власть доверяет ему, и он сам чувствует себя комфортно и естественно. Именно такой человек имеет максимальные шансы идентифицироваться с данной конкретной системой и занять в ней высокое положение. Конечно, власть не только поддерживает такого человека, но и отвечает его представлениям, т. е. является именно такой, какой он хочет ее видеть.
Очевидно, что в разных системах взаимные требования и ожидания граждан и общества различны. Рассмотрим, как меняются они по мере продвижения государственного устройства от диктатуры к демократии, какие типы политического сознания будут соответствовать различным типам власти. Естественно, особый интерес для нас представляет то, как менялось политическое сознание в нашей стране.
- Глава 1 введение в политическую психологию 3
- Предисловие
- Глава 1 введение в политическую психологию
- 1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи
- Становление зарубежной политической психологии
- Современное состояние политической психологии
- Отечественная политическая психология
- Перспективы политической психологии
- Основные категории психолого-политического анализа
- 1.2. Теоретико-методологические и прикладные основы политической психологии
- Методы политико-психологических исследовании
- 1.3. Соотношение политики, психологии и морали
- Политика как процесс
- Политика как система ценностей
- Политика как деятельность
- Область субъектной самореализации человека
- 1.4. Время в политике, социально-политических и психологических процессах
- 1.5. Модельное представление о генезисе и функционировании социально-политических общностей как социально-территориальных систем
- Статическая модель социально-территориальной системы
- Глава 2. Психология современных социально политических феноменов
- 2.1. Политические идеалы
- 2.2. Политическая культура как синтез политического сознания, менталитета и поведения
- Сознание и политическая система
- Политические модели политического поведения
- Инстинкты как форма политического поведения
- Навыки как форма политического поведения
- Разумные действия как форма политического поведения
- Мотив обладания властью
- Мотив достижения
- Мотив аффилчции
- 2.3. Этно-национальный характер в политическом процессе
- Психологический анализ генезиса русского национального характера
- Понятие национального характера
- Ментальные признаки русского и западноевропейского национальных характеров
- 2.4. Политическая элита в современном обществе
- 2.5. Оппозиционность как феномен демократизирующегося общества
- Социально-психологические истоки, факторы и механизмы оппозиционарности
- Конструктивная часть
- Деструктивная часть
- Глава 3. Психологические характеристики политической активности
- 3.1. Профессионализм политической деятельности
- 3.2. Психология политического лидерства
- 3.3. Массовое стихийное поведение
- Виды толпы
- Приемы управления (манипуляции) поведением толпы
- Классификация слухов
- Основные предпосылки возникновения слухов
- 3.4. Свобода и плюрализм, насилие и диктатура как детерминанты политической активности
- Коллективное структурированное насилие
- Индивидуальное структурированное насилие
- Индивидуальное неструктурированное насилие
- Психологические реакции на диктатуру
- Есть три варианта реагирования на такую жизнь.
- 3.5. Радикализм, экстремизм и конфликты в политическом процессе
- Типология конфликтов
- Глава 4. Политическая власть как основной объект политической психологии
- 4.1. Психология власти: генезис и основные виды проявления
- Социобиологический подход к проблеме власти
- Компенсаторная концепция власти
- Человек и власть: психологическое измерение
- Власть как самоценность
- Мотивация политической власти
- Полипотребностный подход к мотивации власти
- Мотивация власти
- Власть и деформации личности
- Власть как инструмент
- Суверенитет власти
- 4.2. Психологические оризнаки легитимности власти
- 4.3. Психологические особенности российской парламентской деятельности
- Структура, роль и функции парламентского лидерства
- 4.4. Психология парламентского лоббизма
- Психология лоббистской деятельности
- Глава 5 психологические признаки субъектов политики
- 5.1. Социально-политический статус личности
- 5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики
- 5.3. Имидж и авторитет субъектов политической деятельности
- Личность политика
- Взаимодействие со сми
- Этнопсихологические инварианты политического имиджа
- Психологические модели политического имиджа
- Четырехлучевая модель
- Трехлучевая модель имиджа типа «личность-деятелышсть-отношения»
- Многофакторная (шеснадцатифакторная) модель
- Психотехнологии создания эффективного политического имиджа
- Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата
- Сценарный подход (формирование «событийного ряда»)
- Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия»
- Использование некоторых закономерностей социальной перцепции
- Использование вербальных и лингвистических приемов
- Психологические условия укрепления авторитета субъекта политики
- Должностной и личностный авторитет политика
- 5.4. Психолого-акмеологические детерминанты подбора политической команды
- 5.5. Организационная культура политической команды
- Глава 6 .Политические коммуникации и их психотехнологическое обеспечение
- 6.1. Модели, алгоритмы и технологии продуктивных политических коммуникаций
- Ключевые слова
- Языковые средства контакта с аудиторией
- Средства авторизации
- Глаголы
- Глаголы-операторы
- Конструкции с изъяснительными придаточными
- Средства адресации
- Конструкции с местоимениями и глаголами 2 лица
- Обращения
- Вводные конструкции
- Побудительные конструкции
- Аргументирование
- Порядок расположения в тексте «наиболее сильных аргументов»
- Апелляция к чувствам
- Формирование «речевого образа»
- Риторический стиль
- Стилистические приемы усиления эмоционально-психологического воздействия
- Конструкции с однородными членами.
- Эмоциональное противопоставление
- Приемы второй группы
- Невербальные средства воздействия на аудиторию
- Факторы восприятия политического лидера
- Аппаратчик
- Радикал
- Харизмам
- Легитимист
- Эффект «туннеля»
- Драматизация
- Эффект увеличительного стекла
- Моментальностъ
- Критерии эффективности телевизионного действия
- Телевизионные клипы
- 6.2. Политическая реклама как интегративная агитационно-пропагандистская технология
- Политическая реклама как система политических коммуникаций
- Базовые понятия и определения
- Общие психологические требования к политической рекламе
- Образ лидера в политической рекламе
- Психологическое заражение
- Подражание
- О других методах психологических воздействий
- Специальные виды политической рекламы
- Антиреклама
- Свидетельская или утверждающая политическая реклама
- 6.3. Психологические характеристики политической манипуляции
- Техника формирования доверия и предпочтения политику
- 6.4. Информационно-психологическая безопасность в политических отношениях
- Сущность тайного принуждения, раскрываемая через основные понятия
- 6.5. Акмеологическое сопровождение политической деятельности и место в нем политического консалтинга
- Литература